Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина в ожидании "скифского золота"

Провозглашенное Россией намерение подать кассационную жалобу в Верховный суд Нидерландов – это лишь попытки во что бы то ни стало оттянуть физический возврат этих реликвий
3 ноября, 2021 - 14:52

26 октября 2021 г. Апелляционный суд Амстердама вынес решение о возвращении «скифского золота» в Украину.

Речь идет о выставке, успешно демонстрировавшейся в Европе сначала под названием «Крым: золотой остров в Черном море. Греки – Скифы - Готы» в столице Федеративной Республики Германия Бонне до 19 января 2014 г. («Die Krim: Goldene Insel im Schwarzen Meer. Griechen – Skythen – Goten»).

Впоследствии выставка из-за огромной популярности с согласия Украины была перевезена в Королевство Нидерланды, где она открылась под названием «Крым – золото и тайны Черного моря» (De Krim — Goud en geheimen van de Zwarte Zee) в археологическом Музее Алларда Пирсона, действующем при Амстердамском университете. Экспонаты были отобраны из пяти украинских музеев – киевского Музея исторических драгоценностей Национального музея истории Украины, а также четырех музеев Крыма – Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, Керченского государственного историко-культурного заповедника, Центрального музея Тавриды (г. Симферополь), Национального заповедника «Херсонес Таврический». Всего на выставке за пределами Украины находилось 550 уникальных музейных экспонатов, среди которых церемониальный скифский шлем, артефакты из знаменитого «скифского золота», мечи, панцири, предметы домашней утвари древнегреческого и скифского происхождения. Но выставка представляла также и памятники сарматов, крымских готов, другие народы и культуры, оставившие свой след в истории Крыма. Однако, с легкой руки журналистов, эта выставка получила обобщенное публичное название «скифское золото».

Из Киева на выставку было отправлено 20 экспонатов, другие представляют музеи Крыма. Предварительно было запланировано также участие в выставке Одесского археологического музея, который подготовил для нее 25 своих экспонатов. Однако из-за обстоятельств, связанных с процедурой оформления временного вывоза этих предметов, они не были отправлены вместе с артефактами других музеев для выставки и остались в Украине.

28 мая 2014 г. завершился срок, на который Министерством культуры Украины было предоставлено официальное разрешение на вывоз экспонатов на выставку за границу. После этого экспонаты из Киева были почти сразу возвращены в Украину из Нидерландов. Но что касается других артефактов, то после оккупации территории Крыма Российской Федерацией крымские музеи заявили о своем праве получения экспонатов без участия Украины. Когда Украина четко заявила свою позицию о том, что все предоставленные на выставку предметы должны вернуться на территорию, контролируемую украинскими властями, крымские музеи при поддержке Министерства культуры России инициировали судебный процесс в Нидерландах. В некоторой степени это устраивало как голландский музей, так и правительство Королевства Нидерландов, которые, оказавшись в этом споре между Украиной и Россией, получили возможность не демонстрировать публично свою позицию, а в итоге поступить так, как будет решено в судебном порядке.

14 декабря 2016 г. Окружной суд Амстердама принял историческое решение о возвращении в Украину экспонатов выставки. Ключевыми аргументами Украины, которые стали и основополагающим основанием для такого решения, являются следующие. Во-первых, было юридически доказано, что эти экспонаты из Крыма принадлежат государственной части Музейного фонда Украины, а музеи, в которых они находились до выставки, выступали не собственниками, а лишь распорядителями государственного имущества в виде музейных ценностей. Во-вторых, согласно Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. «О предотвращении незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», каждое государство-участник обязано контролировать перемещение культурных ценностей через свою государственную границу. И предметы культуры, которые временно вывозятся из страны (в том числе с целью проведения выставок) на основании выданного уполномоченными государственными органами свидетельства о таком временном вывозе, должны по истечении сроков временного вывоза обязательно вернуться в ту страну, которая такое свидетельство выдала. Иначе они автоматически приобретают статус «незаконно вывезенных культурных ценностей» и подлежат розыску и принудительному возвращению. Поэтому контракты отдельных музеев с организаторами выставки здесь имеют второстепенное значение, так как выпускало за пределы своей территории эти экспонаты выставки государство Украина под обязательство их возвращения, прежде всего, на свою территорию.

Но в январе 2017 года крымские музеи при поддержке Министерства культуры Российской Федерации приступили к апелляционному обжалованию этого определения суда. На определенном этапе сложилась достаточно тревожная и драматическая для Украины ситуация, когда председательствующий судья Апелляционного суда в Амстердаме внезапно и без всяких надлежащих обоснований отклонила и исключила из доказательной базы процесса главный аргумент украинской стороны – ссылку на международно-правовые нормы именно в части положений Конвенции 1970 г. В 2018 г. Украина обвинила эту судью в подыгрывании России и привела убедительные доказательства ее предыдущего сотрудничества с россиянами по другим делам. В результате замена судьи по требованию Украины, которая произошла в 2020 году, была переломным моментом во всем процессе. По сути, окончательное решение Апелляционного суда Амстердама в пользу Украины подтверждает этот факт.

Это безусловное поражение России не только в этом конкретном процессе. Значение этого решения амстердамского апелляционного суда значительно шире и монументальнее. Оно знаменует ряд юридических поражений России в судебных процессах, которые Украина инициировала в связи с ее действиями по захвату и оккупации Крыма, части территорий Донецкой и Луганской областей. Провозглашенное Россией намерение подать кассационную жалобу в Верховный суд Нидерландов – это лишь попытки во что бы то ни стало оттянуть физический возврат этих реликвий в Украину. По мнению юристов, судебная тяжба, действительно, может продлиться еще полтора года. Но потом эти вещи все равно вернутся в Украину! И это главное!

Международное право по защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов и условий оккупации территории страны (или ее части) предусматривает такую опцию, как передача культурных ценностей на депозитное хранение в другие музеи, или даже в другие страны (как это делали некоторые государства во время Второй мировой войны) до наступления времени, когда такие ценности могут быть возвращены в фонды музеев, где они хранились до оккупации. В настоящее время определено, что предметы выставки из Амстердама будут временно находиться в фондах Национального музея истории Украины в Киеве. Они могут и исследоваться учеными и демонстрироваться на выставках в Украине. И это уже будет сугубо украинским делом.

Сергей КОТ, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ