Если посмотреть на карту Украины, то не сразу и отыщешь на ней маленькое село Олексино. Однако в мировой спортивной истории этот небольшой населенный пункт на Сумщине имеет свою отметку. Ведь именно здесь 7 февраля 1927 года родился Владимир Куц — олимпийский чемпион, которому устраивали овации на стадионах Европы, Америки, Австралии...
Детские игрушки 1930-х не отличались многообразием. Вместе с ровесниками Володя бегал купаться на речку, зимой катался на санках и на собственноручно сделанных лыжах. Ходил в школу-четырехлетку, а с пятого класса ходил в соседнее село. Как и все крестьянские дети, рано узнал, что такое тяжелый труд. Родители зарабатывали на хлеб на сахарном заводе, поэтому на него ложилась ответственность за хозяйство, за младших детей. Рос Володя сильным, выносливым парнем (впоследствии это станет залогом его спортивных успехов). Хотя атлетом не выглядел. Даже наоборот. Был приземист, за что и получил прозвище — Пухтя.
А вскоре пришла война. В октябре 1941-го немецкие солдаты уже были в Олексине. Когда в 1943 году Красная армия освободила родное село Куца, он вместе с товарищем присоединился к батальону, освобождавшему населенный пункт. Потом был фронт, опыт штабного связного...
После окончательного освобождения Тростянца Володя вернулся домой, и на этом война для него закончилась. После победы Куц служил на Балтийском флоте, где физической подготовке матросов уделяли большое внимание. У Владимира, например, были разряды по десяти видам спорта, хотя свои симпатии он отдавал сначала лыжам. «Мне было уже 23 года, а я еще блуждал в сумерках, не решив, какой вид спорта выбрать, — вспоминал Куц. — В моем возрасте венгр Шандор Ихарош обладал мировым рекордом, чех Эмиль Затопек заявил о себе на международных соревнованиях, англичанин Гордон Пири имел двадцатилетний стаж бегуна. Слава Богу, возраст не казался мне препятствием. Мешало другое. Я не знал с чего начать целенаправленные тренировки, как перейти к нагрузкам мастера».
Со временем Владимир убедился: чем чаще он выступал в соревнованиях по бегу, тем больше увлекался именно этим видом легкой атлетики. Начал много читать о беге, делать заметки, следить за выступлениями самых известных бегунов. Правда, сначала особенно похвастаться было нечем. Тренировки, которые он выбирал, пользы не приносили. Подходил и срок окончания службы. Нужно было выбирать путь на будущее. Куц решил остаться в армии и дальше заниматься спортом...
Бывают встречи, которые начинают новый жизненный отсчет. Именно с такой встречей повезло Куцу в 1951 году, когда он отдыхал в Сочи, где как раз тренировалась сборная команда Союза по бегу. Наблюдая за ней, он познакомился с тренером Леонидом Хоменковым, который впоследствии будет тренировать сборную на Олимпиадах 1952 и 1956 гг. Две недели Куц тренировался под наблюдением специалиста, поэтому с курорта уехал с планом тренировок и рекомендациями Хоменкова. Именно 1951 год Куц считал началом своей стайерской карьеры. Пришли первые победы в чемпионатах флота. Позже к его тренировкам приобщился еще один тренер — Александр Чикин из Таллинна. С его помощью Куц выиграл медаль Спартакиады Прибалтийских республик (1952 г.) и стал мастером спорта. Эстонского тренера он всю жизнь вспоминал с благодарностью и теплотой и при случае приезжал к нему в Таллинн.
Через год Владимира перевели в Ленинград, где ему опять повезло с тренером. Григорий Никифоров был известным специалистом по бегу на стайерские дистанции. Упорные тренировки и высокие результаты не остались незамеченными: Куца включили в сборную СССР. 1953 год вообще стал для спортсмена удачным — две серебряные медали на IV фестивале молодежи, две золотые — на первенстве страны и всесоюзный рекорд. Пришло время побеждать и известных в мире бегунов. Такой случай представился на чемпионате Европы 1954 года, проходившем в швейцарском Берне. Не многим известный Владимир Куц не только обошел знаменитых Затопека и Чатауэя, но и установил новый мировой рекорд в забеге на 5000 м с результатом 13 минут 56,6 секунды. То было фантастическое время!
Отныне украинца знал весь мир. Вместе с тренером Куц ставит для себя новую планку — он должен побить рекорд на дистанции 10 000 м. Весь следующий год пошел на достижение этой цели. Однако, несмотря на некоторые выдающиеся результаты, спортсмен не реализовал ее. Даже больше: Куц потерял свой рекорд на 5 000 м (превзошел его венгр Ихарош). Позже атлет говорил: «Я не раз слышал, как спортсмены говорили: «Медаль выиграл — она твоя. А рекорд рано или поздно отберут». Трудно с этим спорить, хотя такой расчет — крохоборский. По-моему, настоящий спортсмен должен ставить перед собой максимальные задачи: и медаль, и рекорд! Я точно знаю: пойдешь на рекорд — вырастут и твои шансы на победу. Она любит дерзких».
Уже в сентябре 1956 года Владимир устанавливает рекорд на дистанции 10 тыс. метров, улучшая предыдущий на 12,4 секунды. Этот рекорд нашего бегуна — 28 минут 30,4 секунды — будет держаться вплоть до 1960 года!
Между тем приближались самые важные для каждого спортсмена соревнования — Олимпийские игры. Австралийский Мельбурн готовился встречать и самых сильных стайеров планеты. Соперники у Куца были очень серьезные — венгры Ковач и Сабо, хозяева Лоуренс и Стивенс и англичане Пири и Чатауэй. Кто из них сможет лучше пройти акклиматизацию и взойти на пьедестал? Гордон Пири, например, приехал в Мельбурн еще за месяц до открытия соревнований. Куц тренировался напряженно, но чувствовал, что приспособиться к австралийской погоде ему будет сложно. А здесь еще и неприятность, в которую он попал за три дня до начала соревнований. Владимир всегда любил автомобили, поэтому, когда ему предложили сфотографироваться за рулем, согласился без колебаний. Однако машина не послушалась водителя, рванула с места — и врезалась в столб, а сам Куц сильно ударился грудью о руль. Местная пресса сразу вышла с заголовками о прекращении советским спортсменом выступления на соревнованиях, однако, когда Куц опять появился на тренировке, все увидели того же уверенного в себе атлета.
В Мельбурне он не рассматривался специалистами в качестве главного претендента на олимпийское золото. Шансы британца Пири расценивали как более реальные, ведь он был в замечательной форме (позже имя Гордона Пири будет занесено в Книгу рекордов Гиннеса: за свою сорокапятилетнюю спортивную карьеру он набегал 347 600 километров!) Пири считали думающим спортсменом, хорошим тактиком, в отличие от Куца, которого сравнивали с роботом, который бежит, надеясь только на собственную выносливость. Подтвердить или опровергнуть эти неутешительные для Владимира прогнозы должен был забег на 10 000 метров. Избрав тактику «рваного» темпа, Куц вымотал соперника постоянной сменой скорости так, что тот пришел к финишу только восьмым.
Таким образом первую золотую медаль в Мельбурне для советской команды завоевал украинец Владимир Куц!
Когда-то журналисты спросили Владимира Куца, почему он все время пытался возглавить каждый забег, в котором принимал участие. Владимир ответил, как и подобает великому чемпиону: «Потому что ужасно не люблю видеть перед собой чужие спины
Газеты не находили эпитетов, чтобы выразить свое восхищение забегом стайеров. Французская газета «Экип», например, сравнила его с безжалостным боксерским поединком. А сам Пири признавался: «Он просто уничтожил меня своей скоростью и постоянной сменой темпа. Он слишком хорош для меня. Я бы никогда не смог бежать так быстро и никогда бы не смог его победить». Но Куц не обращал внимания на шумиху вокруг своей победы и готовился к новому испытанию — бегу на дистанции 5 000 м.
Англичане планировали взять реванш за свой проигрыш на предыдущей дистанции. Готовы были дать бой и венгры. Они считали, что Куц потратил все силы на получение победы над Пири, и надеялись, что Владимир свое выступление провалит. Едва прозвучал стартовый выстрел, как Куц понял, что в борьбу против него включились все бегуны. Они постоянно меняли друг друга, делая рывки на опережение. И тогда украинец оторвался от основной группы и на максимальной, но равномерной скорости побежал к финишу. Так была добыта вторая золотая медаль.
Популярность Куца в Австралии стала просто безумной. Все хотели с ним встретиться, набивались в друзья. Владимир же, который всегда оставался скромным, отзывчивым и компанейским человеком, пытался по возможности не отказывать людям. Его друзья вспоминали, что он мог спеть украинскую песню. Особенно нравились ему «Дивлюсь я на небо», «Рушник», «Розпрягайте хлопці коней». Любил Владимир и театр. В том же Мельбурне он не упустил случая посетить несколько представлений.
Австралийцы (среди которых было и немало украинских эмигрантов) были поражены силой воли своего земляка, его открытостью. Именно после Олимпиады в Мельбурне западная пресса писала, что Куц сближал людей лучше, чем политики. Это подтверждали и соперники спортсмена, которые за пределами легкоатлетических площадок оставались его друзьями, хотя они и выступали под разными флагами, однако занимались одним любимым делом. Мировое спортивное сообщество достойно оценило достижения Владимира Куца, признав его в 1956 г. «спортсменом № 1» То было звездное время атлета.
После Мельбурна Куц, которому уже исполнилось тридцать лет, начал наверстывать упущенное во время войны: поступил в школу тренеров при Московском институте физической культуры. А главное — не прекращал тренировок, хотя зачастую страдал от травм. В санатории у него обнаружили проблемы с желудком и слабую пульсацию крови в сосудах ног. Врачи настойчиво рекомендовали Владимиру оставить большой спорт. Но Куц не сдавался и вопреки всему побеждал на турнирах в Париже, Праге, Риме. Все та же «Экип» так описывала победу Куца в Риме: «Трудно найти слова, которые бы передали ощущения, овладевающие вами от той силы и уверенности в себе. Человек в красной майке продолжает свой путь, не обращая внимания на своих соперников, которых он обходит одного за другим».
В Италии Владимир Куц установил еще один новый рекорд на дистанции 5 000 метров — 13 минут 35 секунд. После этого его во второй раз подряд признают в мире спортсменом года!
Однако время неумолимо уходило, и перед спортсменом встал нелегкий вопрос о завершении спортивной карьеры. Куц решил стать тренером новых чемпионов. Свой опыт он обобщил в трех книжках — «От новичка до мастера спорта», «Повесть о беге» и «Будь первым», которые и сегодня читать интересно и полезно.
«Королеве спорта» он посвятил всю жизнь. Как известно, спорт больших достижений не добавляет здоровья человеку. Незадолго до своей смерти Владимир Куц сказал одному из своих учеников Сергею Скрипке загадочные слова: «Я был большим спортсменом, а советское государство сделало из меня большого дурака». Может, он имел в виду, что его талант эксплуатировали, «выкачивая» победу за победой и не задумываясь о том, что будет завтра?
У великого спортсмена Владимира Куца не складывалась личная жизнь. Он был дважды женат, но, очевидно, радости домашнего уюта таки недоставало. В таких случаях утешения ищут в алкоголе. Подобные истории случаются, к сожалению, со многими спортсменами, которые по окончании славной спортивной карьеры так и не находят себя в повседневной жизни.
Не нашел себя и наш Чемпион. Последним, кто виделся с Владимиром Куцом, был тот же Сергей Скрипка. Из его воспоминаний можно понять, что Куц был очень уставшим — и физически, и морально. Конфликты с женой «топил» в спиртном. В 1972 году Куц перенес инсульт. А еще через год попал в автомобильную аварию...
16 августа 1975 года Скрипка приехал к своему учителю, чтобы поддержать и успокоить его. У Куца и заночевал, намереваясь на следующее утро, как всегда, пойти на тренировку. Однако оказалось, что Владимиру Петровичу уже не осталось времени для жизни: перед сном он принял шесть таблеток снотворного — и больше не проснулся...
Его похоронили на Преображенском кладбище в Москве. В спортивном комплексе ЦСКА впоследствии появился памятник Владимиру Куцу... Памятник славному стайеру есть и на его родине, в Тростянце. А в селе Олексине, куда Куц приезжал до последнего, на фасаде школы установлена мемориальная доска в его честь...
Когда-то журналисты спросили Владимира Куца, почему он все время пытался возглавить каждый забег, в котором принимал участие. Владимир ответил, как и подобает великому чемпиону: «Потому что ужасно не люблю видеть перед собой чужие спины».
Таким он и останется в истории — бегун в красной майке, который постоянно стремился быть первым.