В Кембриджском университете (Великобритания) на постоянной основе открывается программа «Украинских студий», в рамках которой студенты смогут изучать украинский язык и культуру. Как известно, в Европе сегодня существует очень мало кафедр украинистики. Первыми ласточками на этом пути стали Италия (прежде всего, благодаря усилиям профессора Оксаны Пахлевской) и Германия. Однако отныне украинский язык и литературу смогут изучать британские студенты Кембриджского университета. Этот шаг кажется значимым, если принять во внимание, что в европейских университетах сегодня на первом месте — изучение арабского и китайского языков, но никоим образом не славянских, и уж тем более не украинского. Во-вторых, среди славянских языков всегда первенство занимал русский язык по количеству желающих его изучать, что и понятно: у русских студий мощная поддержка со стороны России и дипломатического корпуса России, русских культурных центров в разных странах. Однако, если Украина все же стремится войти в европейское пространство, если евроинтеграция остается и до сих пор приоритетным заданием, то в таком случае открытие программы «Украинских студий» является чрезвычайно важным проектом на этом непростом пути.
Об этом профессор Департамента славистики Кембриджского университета Саймон Франклин сообщил на официальном приеме в гостинице «Интерконтиненталь» по случаю открытия украинских студий в Кембриджском университете. «Понимание Украины, изучение Украины на фундаментальном уровне в Западной Европе почти не представлено, в Северной Америке, Канаде — есть. Украина фигурирует у нас (в Великобритании) только когда здесь очередная политический или экономический кризис, а так как-то исчезает со страниц газет, и в сознании не фигурирует. Мы считаем, что это вредно и плохо не только для Украины, но и для нас», — отметил С.Франклин. К сожалению, об Украине действительно вспоминают лишь во время газовых скандалов или очередных политических и экономических кризисов. Однако базового знания об украинской истории, культуре, языке и литературе у британцев нет. По словам С. Франклина, одним из основных направлений программы является формирование понимания Украины среди граждан Великобритании и Западной Европы в целом. Все это, бесспорно, поможет ускорить процесс реинтеграции Украины в европейскую систему координат.
Как отметил Саймон Франклин, до открытия постоянной Украинской программы в Кембридже с 2008 года действовала «Украинская программа», инициированная Департаментом славистики при поддержке украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. Ее работа была направлена на углубление знаний об Украине в обществе и формировании нового взгляда и инновационных подходов в изучении страны. Два года украинский язык в Кембридже изучало более сорока студентов. По словам С. Франклина, финансирование постоянной Украинской программы также будет осуществляться при поддержке Д.Фирташа. Как отметил сам меценат, для того, чтобы украинские студенты могли учиться в Кембриджском университете, необходимой предпосылкой является финансовые возможности. Обладая замечательными знаниями, наши студенты не могут по финансовым соображениям позволить себе учебу в таком престижном университете, занимающем теперь первое место в мировых университетских рейтингах. Поэтому Д. Фирташ и решил оказать финансовую поддержку для утверждения «Украинских студий» и представления Украины на Альбионе. «Материальная база представлена из Украины. Главную поддержку оказывает Дмитрий Васильевич Фирташ. Он принимает участие с самого начала, это его частные пожертвования. Безусловно, он играл и играет ключевую и существенную роль в этой программе, и мы бы не дошли до этого этапа без этой поддержки — это абсолютно ясно», — отметил Саймон Франклин.
В свою очередь, руководитель Департамента славистики Кембриджского университета Эмма Виддис отметила, что студенты университета могут изучать украинский язык, как второй иностранный, поскольку все студенты обязаны изучать, как минимум, два иностранных языка. «Мы предоставляем возможность изучать украинский язык и культуру студентам нашего факультета. Наш факультет — это не только факультет языкознания, это также факультет культурологических студий. Это значит, что мы предлагаем студентам курсы по истории», — сказала Э. Виддис.
В свою очередь, руководитель Украинской программы Кембриджского университета доктор Рори Финнин отметил, что среди европейцев наблюдается большая потребность в постоянном изучении украинского языка и культуры. «В Европе давно не было такой программы. Я думаю, что это симптом большей проблемы. По моему мнению, например, Шевченко — великий мировой поэт, которого мир очень часто игнорирует. Откуда берется такое игнорирование? Почему мир не знает больше о Тарасе Шевченко? Дело в том, что шевченковедение, как и украиноведение, в более широком смысле не стало научной дисциплиной в Европе из-за того, что я называю «мировой обратной галлюцинацией». Если галлюцинация — это видеть то, чего нет, то обратная галлюцинация — это не видеть то, что есть. Университеты в Европе не замечают Украину, ее культуру, язык и литературу», — подытожил Р. Финнин на торжественном приеме 24 сентября, отметив рост интереса к Украине среди европейцев.
По его словам, значительное внимание в Украинской программе Кембриджа уделяется вопросам образования общественности. В рамках программы проходят популярные ежегодные Фестивали украинского кино, а также публичные лекции и семинары о современной Украине, которые посетили члены британского парламента, Посольства Украины в Великобритании и представители телерадиокомпании Би-Би-Си. Также студенты изучают произведения украинских писателей XIX—XX веков.
Р. Финнин также сообщил, что к изучению украинского языка в Кембридже будут привлекать как можно больше преподавателей из Украины.
«Наша цель — подготовить новое поколение аналитиков, политиков, знающих и понимающих Украину, знающих, что Украина не является частью российской сферы влияния», — подчеркнул Г. Финнин. Таким образом, эта программа ориентирована на утверждение Украины как европейского государства, которое должно как можно мощнее распространять знания о себе в европейском пространстве. Но предпосылкой этого является образование — возможность для украинской молодежи учиться в Кембриджском университете и возможность для британцев получить профессиональные знания об Украине как о надежном геополитическом партнере.