Пятнадцать лет назад музей Ленина превратился в Украинский дом, а памятник вождю пролетариата заменили на часы. Однако общественное мнение меняется значительно медленнее, и к названию «Украинский дом» еще долгое время добавляли «бывший музей Ленина». Сегодня это уже центр делового и культурного сотрудничества. У художников и любителей искусства он ассоциируется с большими художественными событиями, которые проводятся здесь дважды в год — «Арт-Киевом» и «Большим скульптурным салоном».
— Приятно констатировать, что за последние три- четыре года название «Украинский дом» стало настоящим брендом. И не нужно добавлять этот секретный пароль — «музей Ленина», — рассказывает Наталья Заболотная, директор Украинского дома. — И это, возможно, произошло благодаря нашим большим встречам, акциям, которые мы проводим уже третий год кряду. Статистика говорит сама за себя. «Большой скульптурный салон» в марте этого года посетило около 70 тысяч человек.
Кроме культурных, здесь проходит множество деловых мероприятий национального и международного значения. В частности, недавно здесь был проведен экономический форум «Мини-Давос», в котором участвовали пять президентов: Азербайджана, Молдовы, Польши, Эстонии и Грузии.
— Это единственный полифункциональный центр, который может проводить одновременно несколько мероприятий разного формата, поскольку его архитектура и структура позволяют это делать. Но самое главное — то, что Украинский дом в последнее время стал соответствовать своему названию.
«Украинский дух — это украинские люди, лица, образы, природа, пространство. Именно этот мир каждый год в сентябре приносит с собой в Украинский дом газета «День» вместе с традиционными ежегодными фотовыставками. И потому мы также чувствуем себя причастными к формированию украинского духа в некогда совсем не украинском сооружении», — об этом говорила главный редактор издания Лариса Ившина во время торжеств в честь 15-летия Украинского дома. И неслучайно уже в течение десяти лет газета «День» сотрудничает именно с этой площадкой, избрав его как лучший фон для украинских фотоэтюдов.
— Фотовыставки газеты «День» — это одно из тех событий, которые каждый раз приносили украинское в Украинский дом, — утверждает Наталья Заболотная. — Они всегда очень интересны. Иногда добрые, иногда ироничные, но всегда словно описывающие украинские пространства. Мы и в дальнейшем хотим видеть эту фотовыставку в стенах Украинского дома.
Наталья Заболотная рассказывает, что два года назад было дано распоряжение Президента Украины о придании бывшему советскому идеологическому сооружению украинского духа.
— Мы были очень озадачены, — признается директор. — И объявили конкурс на перестройку Украинского дома, изменение интерьера и фасада. Было очень много предложений от архитекторов и художников, но ни одно из них не подходило для Украинского дома, ведь это монолитное и самодостаточное сооружение. Тогда мы сделали для себя такой вывод, что украинский дух — это украинские люди. А люди приходят туда, где им интересно.
Первый директор Украинского дома уже после 1991 года Светлана Иваненкова считает, что центр не изменился с точки зрения качества, но вместе с тем он постоянно набирает силу.
— Эти выставки, эти мероприятия, которым положили начало, набирают обороты, становятся все мощнее, все звучнее. Я считаю, что менять стиль здания было бы нецелесообразно. А чтобы строить что-то новое, наше государство недостаточно богато. Скажем, создать такой дом, как Украинский дом, стоит очень дорого. Подобные учреждения нужно преобразовывать, придавать им новый дух. А если возникает какая-то новая мысль, новые идеи, то их нужно воплощать. Почему бы и нет? Эти вещи друг другу не мешают. Меня радует то, что на территории Лавры нашли свои помещения галереи. И что как ни сложно было нашим маленьким театрам, которых в Киеве много, они все же выдержали трудные времена, и сегодня люди туда идут.
Леонид Кравчук вспоминает, что открытие музея Ленина в 1982 году было очень помпезным. Экспозиция музея Ленина была слабой, она насчитывала слишком мало экспонатов. Поэтому музей скорее исполнял роль общественно-политического центра. После получения независимости это сооружение удалось уберечь от коммерциализации и превратить в центр культурного и делового сотрудничества Украинский дом.
Между прочим, подобные учреждения после 1991 года начали создаваться по всей Украине, а потом и за границей — силами диаспоры. Один из самых известных из них находится в Нью-Йорке, рядом с Центральным парком на Манхеттене.
— На мой взгляд, Украинский дом имеет большое значение, потому как все, что здесь делается, происходит как раз на стыке эпох, когда разрушаются стереотипы, меняются политические системы, есть попытка переписать историю и по-другому взглянуть на культурное наследие, — отмечает Анатолий Кинах с присущей политикам патетикой. — Этот дом выглядит сейчас современным, он не был затерян в бурном периоде накопления капитала. Он сохранил свое государственническое значение, а у нас, к сожалению, часто случаются случаи противоположные.
Не менее красноречиво высказался и Петр Порошенко:
— Мне вспоминаются прежде всего бурное время 2004 года, когда двери Украинского дома открылись для огромного количества людей, приехавших в Киев бороться за демократию. И тогда этот Дом подтвердил свое название украинского.
К пятнадцатилетию Украинского дома дирекция решила презентовать своим гостям достаточно серьезный подарок — самое большое собрание произведений Марии Приймаченко. Такой выбор Наталья Заболотная мотивирует тем, что более украинского автора сложно найти, и рассказывает, что идею подал Олег Пинчук. Экспозиция состоит из работ, хранящихся в частных коллекциях известных в государстве личностей, в частности, Министра культуры и туризма Украины Василия Вовкуна, скульптора Олега Пинчука, народного депутата Богдана Губского и других.
Когда речь идет о таких масштабных художественных мероприятиях, всегда возникает проблема кураторства, то есть правильной организации экспозиции в пространстве.
— Вопрос кураторства возникает на каждой нашей художественной акции. Кто-то нас расхваливает, кто-то критикует, но мы делаем сами свое дело, — говорит Наталья Заболотная и добавляет: — На своих больших художественных акциях в качестве изюминки мы всегда используем такой ход, когда рядом с современными художниками представлена коллекция антикварного искусства из частных коллекций. Когда с этим я обращалась к известным личностям три года назад, когда готовился только наш первый проект, разные люди относились к этому по-разному, но большинство из них соглашалось предоставить работы из собственных коллекций. Мы гордимся именно тем, что мы можем показать людям то, что они никогда не увидят в музее. И мы горды за коллекционеров, готовых открыть ценителям прекрасного собственные фонды.
По мнению известного искусствоведа и куратора галереи Da Vinci Алексея Титаренко , коллекционерство в Украине развивается:
— Я вам это очень понятно проиллюстрирую. В воскресенье на аукционе у одного из ведущих антикваров на Андреевском спуске была продана работа Николая Глущенко почти за 300 тысяч долларов. В 1996 году, когда я делал персональную выставку художника и брал из частных коллекций около ста работ, они стоили от 800 до 2 тысяч долларов.
К сожалению, наши классики не конвертируются на мировом арт-рынке, они считаются там достаточно провинциальными. Но если говорить об авангарде и таких художниках, как Малевич, Татлин и других, то эти работы стоят за границей безумные деньги. Понемногу, я думаю, все изменится. В Москве изменения уже произошли. Так, выходцы из столицы России открыли в Лондоне аукционный дом «Макдуглас», специализирующийся на русском искусстве. Там есть и наши художники, и на протяжении последних нескольких лет они продаются за очень приличные деньги.
Кроме выставки работ Марии Приймаченко, была представлена также коллекция живописи, графики, скульптуры, икон, тканых рушников и японской гравюры из фондовой коллекции Украинского дома, насчитывающей свыше 70 тысяч экспонатов XVIII—XXI веков. Собственная художественная коллекция здесь начала формироваться еще в эпоху социализма и после независимости стала стремительно разрастаться. Эту коллекцию публика получила возможность увидеть впервые. Среди представленных были работы художников Татьяны Яблонской, Михаила Дерегуса, Якова Ромоса, скульпторов Александра Сухолита, Николая Телиженко, Романа Романишина, графика Александра Губарева, Александра Дубовика, Петра Шпорчука и многих других. Часть экспозиции и отдельное помещение заняла уникальная выставка японской гравюры XIX века — работы художников школы Утагава.
В то время как появляются достаточно успешные попытки трансформировать советское пространство и заменить его украинским духом, есть потребность также в создании принципиально новых культурных центров, галерей, музеев.
— Есть абсолютно уникальный «PinchukArtCenter», возле которого стоит очередь молодых людей с 9 утра. В Киеве давно не было таких очередей. Строится также «Арсенал», — перечисляет Алексей Титаренко. — Я искусствовед и могу сказать, что Украинский дом энергетически не очень приятный, официозный, холодный, имперский. Но здесь сейчас работают совершенно другие люди. Директор здесь развернула такую бурную деятельность — возможно, с оттенком официоза, но очень масштабно. И художники уже это место немного полюбили, потому что здесь есть жизнь. Их сюда запустили, как кошек. Я уже тоже привык. В музее Ленина я не был ни разу, а сейчас я здесь бываю весьма часто, и здесь действительно кипит жизнь. А могло быть наоборот. Скажем, в муниципальной галерее «Лавра», которая, по идее, является городской галереей, нет такой, как Наталья Заболотная, и потому они сдают эту площадь в аренду. И один или два раза в год делают что-то — только для отмазки.
Для посетителей выставка, посвященная 15-летию Украинского дома, открыта с 16 до 20 апреля 2008 года с 10 до 19.