По подсчетам игроков ІТ-рынка, общий объем инвестиций в украинские стартапы в 2014 году составит около 40 миллионов долларов. Это в два раза меньше, чем в прошлом году. Но, несмотря на сложную экономическую ситуацию, украинцы не прекращают реализовывать собственные бизнес-идеи.
За рубежом уже прославилось немало отечественных стартапов. К примеру, Viewdle — компания с сервисом распознавания лиц в фото — и видеоматериалах в 2012 году приобрел Google. По данным Bloomberg, сумма сделки составляла 45 миллионов долларов.
И это только начало. Как и в течение предыдущих лет, в 2014-м украинская бизнес-отрасль пополнилась достаточно большим количеством новых идей. Согласно результатам исследования сервиса Startup Ranking, по итогам трех кварталов в этом году мы заняли 37 место среди 137 стран мира по количеству стартапов, которые в них основаны. Итак, с начала года у нас было реализовано новых 77 проектов.
«День» отобрал самые интересные идеи, которые в этом году помогли их авторам создать собственный бизнес.
♦ Tap4parking — это универсальное решение для поиска парковки в городе в режиме реального времени. Проект призван сократить время на поиск места парковки, увеличить оборот мест для парковки и уровень дохода парковок, обеспечить рациональное использование и учет пространства. Кроме этого, пользователи сервиса могут мгновенно узнавать информацию о платежах за услуги парковки, системы администрирования частных парковочных комплексов.
Проект киевлянина Игоря Шапатаева осенью получил консультативную поддержку от компании Яндекс (Украина). Цель творцов — как минимум подключить 10000 парковок и привлечь 1000 активных пользователей в день. Максимум — создать единый сервис для парковки в каждой стране земного шара. Для того чтобы приобщить парковочную площадь к сети, нужно всего лишь оборудовать ее необходимыми датчиками и в режиме реального времени показывать пользователям наличие на ней свободного места. Зарабатывать авторы идеи планируют на отчислениях от парковки, а также установления датчиков на площадках для парковки.
Кроме того, сервис предусматривает мобильную оплату. Что очень удобно, ведь в начале лета правительство одобрило разработанные Минрегионом изменения к «Правилам парковки транспортных средств» относительно внедрения «мобильной парковки». Авторы правил надеются сэкономить на установление паркоматов, а также избежать сокрытия реальных денежных поступлений в бюджет от украинских водителей. С прошлого месяца власть в столице уже провела первые эксперименты.
♦ Не менее интересен украинский проект — «разумный браслет» SafeBand компании Hideez Technology, Inc. Прибор работает, будучи на связи с сетью электронных меток, что позволяет использовать девайс как идентификатор, ключ безопасности для смартфона или компьютера, трекер активности и устройство для наблюдения за собственными вещами. Также с помощью девайса можно получать сообщение из смартфона, тем более, у SafeBand есть собственный фильтр для контроля спама.
Браслет SafeBand — водонепроницаем. Также он оснащен светодиодным экраном и встроенным аккумулятором, который способен, как обещают разработчики, работать без подзарядки в течение двух недель.
Прототип прибора — уже готов. Теперь изобретатели собирают средства для запуска серийного производства. Разработчики планируют собрать 100 тысяч долларов. Однако сейчас собрано менее 9 тысяч долларов. До конца компании осталось еще 29 дней, и если цель авторов проекта все-таки будет достигнута, то продажи многофункционального гаджета начнутся уже в марте 2015 года.
♦ Украинские изобретатели также научились зарабатывать и на снах. Luciding — устройство, с помощью которого можно управлять сновидениями. Его разработчик Никита Ант утверждает, что придумал идею прибора под впечатлением от книги Карлоса Кастанеды «Искусство сновидений».
Автор проекта убеждает: надев устройство на голову на ночь, человек сможет контролировать свой сон, а также управлять его содержанием. Новое изобретение разработано в виде специальной тонкой повязки на голову. Она оснащена соответствующими датчиками, а также подключается к мобильному устройству с помощью сети Wi-Fi. Необычный гаджет будет фиксировать стадию быстрого сна. Именно в это время и возможен переход к осознанному сновидению. Кроме этого, можно даже попытаться «запрограммировать» сон, который человек хочет увидеть. На разработку гаджета команда потратила около 8 месяцев и 10 тысяч долларов. Ориентировочная стоимость самого гаджета — около 300 долларов.
Luciding — интернациональный проект. Маркетингом, продвижением и частью разработки занимаются украинцы, а идейную часть, R&D и дизайн разрабатывают в России.
♦ Еще один украинский проект — «Беспилотный летательный аппарат Spectator» — победитель стартап-фестиваля Sikorsky Challengе. Автору идеи Роману Карнаушенко удалось привлечь 13 миллионов от Фонда имени академика Владимира Михалевича. Аппарат относится к классу мини, его основными преимуществами являются компактность и небольшой вес — всего 10 килограммов, он фактически вмещается в рюкзак. Также он транслирует видеосигнал в режиме он-лайн на расстояние до 20 км. Среди украинских беспилотников это на сегодняшний день — самое большое расстояние. На мировом рынке спрос на подобные системы разных классов все растет, поскольку подобных почти нет.
Само же изобретение имеет двойное назначение — как для гражданских, так и для военных целей. Хотя сначала его планировали использовать в сельском хозяйстве: для обзора больших площадей полей, быстрой ликвидации пожаров и других природных катастроф.
♦ Бесплатное дополнение для онлайн-навигации внутри зданий (indoor-навігації) — Shopyy — это первый в СНГ проект, который получил лицензию на использование геолокационных технологий Google. Основатели сервиса — Данил Шаш и Дмитрий Скачко.
Итак, в помещении торгового центра устанавливаются маячки — iBeacon. Они взаимодействуют с мобильными устройствами посетителей через Bluetooth-соединение, помогая определить место расположения. Карты внутренних помещений и информация о магазинах вносятся в единую систему навигации, интегрированную с картами Google Maps.
Новое изобретение полезно как и для покупателей, так и для владельцев и продавцов в торговых центрах. Ведь посетители получают возможность узнать, какие магазины и офисы находятся поблизости, проложить к ним оптимальный маршрут и получить информацию относительно предложения компаний и брендов. Администрация же торгового центра и каждый магазин получают персональную страницу и панель управления. Благодаря этому они могут размещать информацию о новинках, акциях и событиях, которые видят пользователи дополнения, находясь неподалеку.
Впрочем, «география» применения стартапа — достаточно широка. Подобные техники необходимы как в бизнес-центрах, аэропортах, университетах, так и на выставках. Ведь, введя координаты точек интереса в музеи и проложив между ними маршруты, можно создавать туры по известным достопримечательностям.