Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинской высшей школе — 435!

Игорь ПАСИЧНЫК: Если бы интеллект нации действительно работал на полную мощность, то не возникал бы вопрос модернизации
5 октября, 2011 - 20:16

Сегодня в Национальном университете «Острожская академия» праздник — День университета.

Традиционно празднование не ограничивается лишь стенами учебного заведения, а разрастается на весь город. Например, сегодня студенты ОА в рамках инициативы «Включим украинское» будут распространять диски с записями украинских песен среди общественности, в частности водителей маршрутного транспорта.

Однако в этом году праздник в Остроге действительно особенный, ведь вуз отмечает 435-ю годовщину своей альма-матер — Острожской академии, первого высшего учебного заведения на восточнославянских землях.

Накануне праздника «День» позвонил ректору Острожской академии Игорю Демидовичу Пасичныку, чтобы поздравить и услышать его оценку актуальных событий, которые сегодня переживает украинская высшая школа.

— В этом году Острожская академия (ОА) отмечает 435 лет со дня своего основания и 17 лет с момента возрождения. Двойной юбилей должно было бы отпраздновать и наше государство. Кроме 20-летия независимости, уже в следующем году, кстати, благодаря инициативе ОА, Украина будет отмечать 1160-ю годовщину государственности. Печально то, что так же, как украинцы не помнят о своей многовековой государственности, забылись и столетние традиции украинской высшей школы. Как вы считаете, есть ли еще у нашего общества шанс возродить утраченное — и государственнические, и образовательные традиции?

— Есть. Более того, я абсолютно убежден, что украинцы просто обречены это сделать. Ведь народ, который не понял, не переосмыслил историю, не способен заложить крепкий фундамент своего государства.

И речь идет не столько о трагических уроках нашей летописи, сколько о ее светлой стороне. Безусловно, здесь стоит отдать должное истории украинского образования, ведь в ней действительно можно найти немало примеров для вдохновения, о которых нужно говорить, которыми нужно гордиться.

Я могу много говорить о многовековых традициях качественной высшей школы, которые были заложены в ОА. Но сделаю ударение лишь на одном, на мой взгляд, важном аспекте, который нужно осмыслить: именно здесь, в Острожской академии, формировалась гуманитарная аура нашей нации. Ведь, как известно, и первая философская, и первая филологическая, и первая поэтическая, и первая теологическая украинская наука появились и развивались именно в стенах ОА 435 лет тому назад.

— В Украине сегодня много говорят о потребности модернизации. Это неоднократно подчеркивали и Президент, и премьер, и другие чиновники высоких рангов. Как вы считаете, имеем ли мы кадровый и интеллектуальный ресурс, необходимый для модернизации? Как вы как психолог диагностируете состояние «мозга нации»: по достоинству ли он оценен и правильно ли используется?

— Если бы тот интеллект нации, о котором идет речь, действительно работал на полную мощность, то, наверное, не возникло бы вопроса модернизации государства. Ведь если уже Президент формулирует таким образом вопрос, то значит он есть и он актуален. И я считаю, что в Украине эта проблема поднята очень вовремя. И если мы ее сейчас не проработаем, не разработаем сквозную программу, то лет через десять мы можем быть обречены.

Ресурсы же для модернизации у нас есть. Украинцы вообще очень мощная нация, особенно в плане научных и образовательных резервов. Однако пока что государство демонстрирует синдром неэффективного владельца. Это ярко иллюстрируется на примере результатов оценивания знаний учеников в школах во время внешнего независимого оценивания (ВНО). Уровень показателя сертификата, который нам подают абитуриенты, скажу откровенно, существенно отличается от уровня знаний, с которым они приходят в вуз. Ведь тесты построены так, что ориентируют абитуриента на формальное отображение услышанного, прочитанного, изученного, а не на интеллектуальное переосмысление.

Поэтому я абсолютно убежден, что Министерству образования и нам, высшей школе, нужно ответственно подойти к решению этого вопроса. Возможно, стоило бы выделить 15 самых популярных среди абитуриентов вузов, скажем, по количеству поданных заявлений на дневную форму обучения, и разрешить им на следующий год разработать свой специфический тест.

Кстати, в этом контексте я считаю абсолютно уместной инициативу Министерства образования уже в следующем году поднять проходной балл сертификата ВНО по профильным предметам до 140.

А что касается привлечения резервов интеллекта нации, который должен стать ресурсом для модернизации страны, то я считаю, что государству сегодня необходимо создать очень четкую систему отбора талантливой молодежи, начиная с детского сада (а можно даже с семьи) и заканчивая трудоустройством. Между прочим, это уже давно и успешно делают многие страны мира.

— Сегодня также говорят о реформировании системы высшего образования, в частности о законопроекте «О высшем образовании», который ждет своего времени в Верховной Раде. На ваш взгляд, заложен ли в новом законе курс на развитие отечественной системы высшей школы?

— Законопроект «О высшем образовании» с момента его первого представления — а с тех пор прошло уже больше года — очень изменился. И тот конечный вариант, который мы, Совет ректоров, обсуждали, на порядок выше. По крайней мере, там уже сняты те проблемные вопросы. Кстати, в нем уже заложены прогрессивные идеи европейскости украинского образования. И если его проголосуют и все заложенные в нем механизмы заработают, то мы сможем говорить о полноправном вхождении украинской школы в Болонский процесс.

— А как вы прокомментируете претензии к качеству украинского высшего образования? На днях было сообщение о том, что министерство высшего образования Саудовской Аравии приняло решение не признавать дипломы украинских университетов из-за низкого качества образования в Украине.

— Если Саудовская Аравия считает свое высшее образование лучшим, чем в Соединенных Штатах Америки, то это их право. Ведь американцы без всякой нострификации признают нашего кандидата наук доктором. Кроме того, наши дипломы без подтверждений признаются в европейских странах. Наши выпускники устраиваются по специальности на работу практически во всех странах ЕС, Канаде, США. В частности, выпускники Острожской академии, работающие сегодня в мирах по специальности, имеют очень хорошие отзывы и быстро продвигаются по служебной лестнице.

Могу уверить, что в Украине есть университеты, сохранившие высокий уровень образования. Поэтому для меня непонятны подобные выпады. Если речь идет о выпускниках Саудовской Аравии, обучавшихся в украинских вузах, то здесь нужно конкретно рассматривать ситуацию: дипломы каких университетов, в чем они не соответствуют требованиям страны и так далее. Возможно, этот вопрос касается частных вузов. Если так, то нужно их конкретно называть. А делать такие огульные заявления по меньшей мере некорректно и недипломатично.

— Игорь Демидович, пользуясь случаем, редакция «Дня» поздравляет вас с праздником и желает Острожской академии поддерживать и развивать многовековые традиции качественной высшей школы, способных абитуриентов, успешных выпускников и долгих лет процветания.

— А я хочу поблагодарить вашу газету, которая помогает нам ознакомить широкий круг не только украинцев, но и иностранцев с деятельностью Острожской академии как нашей альма-матер и современного университета. Ведь «День» — это интеллектуальный мостик между университетами Украины и ее культурными центрами.

В этом контексте выражаю благодарность Симферопольской украинской гимназии, которая откликнулась на нашу инициативу относительно празднования 1160-й годовщины украинской государственности и поддержала ее.

Беседовала Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ