Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Улыбки античного интеллигента»

Андрей Содомора представил перевод книги «Пліній Молодший. Вибрані листи»
19 января, 2018 - 12:32

Плиний Младший — древнеримский политический деятель, писатель, оратор и адвокат. Отныне с украинским читателем со страниц переводов он говорит голосом Андрея Содоморы. 16 января в Библиотеке на Рынке состоялась презентация книги «Пліній Молодший. Вибрані листи». Представил книжную новинку ее переводчик Андрей Содомора, наиболее интересные моменты из выступления которого «День» записал для своих читателей.

«ПЛИНИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СКРУПУЛЕЗНО РАБОТАЛ НАД КАЖДЫМ ПИСЬМОМ»

Представленные письма, за исключением описания извержения Везувия, на украинский язык переведены впервые. В целом в книге более 80 переведенных писем.

«Письма — это, прежде всего, литературный жанр особо изысканной прозы, где буквально каждое слово и каждый звук принимается во внимание, — отмечает Андрей Содомора. — Плиний чрезвычайно скрупулезно работал над каждым письмом, утончая этот жанр. Он довел его до блеска в позитивном смысле этого слова. Ведь блеск — это вообще что-то холодное. А у Плиния каждое письмо очень теплое. Каждое из них завершается интеллигентной и интеллектуальной улыбкой».

Из образцов высокохудожественной интеллектуальной прозы писателя и общественного деятеля Плиния Младшего проступает незаурядная, глубоко гуманная личность их автора на фоне эпохи: имеем живое представление о материальной и духовной жизни образованных слоев тогдашнего общества; здесь — единственное сохранившееся с тех времен яркое описание извержения Везувия в 79 году, а также в письмах к Траяну, важные свидетельства о ранних христианах.

«ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ПЛИНИЯ — ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Андрей Содомора пришел с тоненькой книжкой из домашней библиотеки. Речь идет об избранных письмах Плиния Младшего, изданных при Польше во Львове в 1912 году. Несколько раз в течение презентации он вспоминал их: «На обложке той небольшой книги: в овале — рука, подающая зажженный факел в другие руки — символ образования, живого огня, который передаем от поколения к поколению, огня, который в слове. В «Письмах» Плиния Младшего — скорее, не «огонь в одежде слова», а искреннее, душевное тепло, эта животворная золотая середина, которую воспел Гораций; тепло, проявлением которого — улыбка, ясневшая на лице каждого, кто читал письма Плиния...»

В частности, эти строки вспоминает Андрей Содомора в своем предисловии «Пліній Молодший: обов’язки і студії». «В книге 46 страниц предисловия. Я позволил себе так широко о нем написать, потому что там отметил то, что меня особенно интересует. Думаю, тот, кто прочитает это предисловие, увидит Плиния на фоне эпохи, который буквально идет по улицам нашего города, потому что настолько все там перекликается с нашей жизнью», — рассказывает львовский переводчик.

В своем выступлении Андрей Содомора не раз отмечал, что эта книга и сам Плиний ему особенно близки. Чем? Чтобы ответить, он решил прочитать присутствующим одно письмо-миниатюру, которое написано в конце книги на обложке. Это приветствие Тациту, дружбой с которым Плиний очень гордился.

«Ані сам собі ти не плещеш у долоні,

ані я не вихваляю тебе —

пишу про тебе, як ні про кого

іншого найщиріше.

Не знаю, цікавитимуться нами

нащадки чи ні, але ми, гадаю,

таки заслужили бодай якоїсь

уваги до нас, не за таланти наші,

ні (це вже була б гординя),

а за нашу пильність у заняттях,

за нашу працю, за повагу

до нащадків.

Тільки б не зупинитись

на обраній дорозі, яка, щоправда,

небагатьох допровадила

до світла й слави, але багатьох

із темряви й мовчанки вивела.

Бувай здоровий!»

   Далее Содомора отметил: «Это коротенькое письмо могло бы быть не только эпиграфом для произведений Плиния, но и визиткой всей античности, ведь здесь есть все, что Цицерон очерчивал термином «humanitas», то есть человечностью. Во-первых, это скромность. Во-вторых, труд. В-третьих, уважение к тем, кто был, и к тем, кто будет. В-четвертых, это стремление идти по избранному пути и не остановиться. Также это стремление к тому свету, которое есть в Слове. Античные определяли уровень цивилизации по тому, насколько Человек живет со Словом, насколько Человек входит в мир Слова. Насколько Слово есть в нем, настолько он является цивилизованным Человеком».

«Для меня личность Плиния также особенно интересна, потому что он не был, как Сенека, и не имел претензий к высокой философии, — продолжает Содомора. — Он был обычным человеком, но исключительным интеллигентом. Это был человек, который весьма любознательно смотрел вокруг себя».

«Философия для Плиния — это образ жизни. Соберем важнейшие постулаты стоической философии — будем иметь основные штрихи к портрету самого Плиния: трудолюбие и чувство долга перед родными и друзьями, перед людьми в целом, правдоязычие и искренность, требовательность к себе — и прощаемость и доброжелательность к другим, настоящая щедрость и неподкупность, уважение к предкам и забота о потомках, а еще — оптимизм, который противостоит тому состоянию души, которое у римлян имело название «taedium vitae» (нежелание к жизни), что-то вроде депрессии. Все это, видим, очень близко к морали раннего христианства...» — пишет Содомора в своем предисловии, отмечая, что «Плиний относится к тем философам, которые улыбаются на своем языке, стиле и душе».

В течение презентации Андрей Содомора десятки раз цитировал письма Плиния, в то же время проводя интересные аналогии античного писателя, в частности, с украинскими гениями — Франко и Шевченко.

«Осмотрев фигуры античной литературы, интеллигентом в наилучшем смысле этого слова я сразу назвал бы Плиния Младшего», — подытоживает переводчик.

«КОРОНА «ДНЯ» ДЛЯ МЕНЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛОМ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ»

Интересно, что в разговоре после презентации книги Андрей Содомора не обошел вниманием свою последнюю награду. Напомним, что по итогам прошлого года «День» наградил его своей символической Короной за интеллектуальное мужество и непрерывный «диалог сквозь века».

Андрей Содомора с благодарностью отметил: «Для меня, прежде всего, это было большой неожиданностью. «Корона «Дня» — это приятное признание от такого почтенного издания. Для меня это является стимулом к дальнейшей работе, чтобы я мог оправдать те высокие оценки, которые прочитал тогда в газете. Искренне благодарен «Дню» за поддержку, красивые слова и за стимул к труду».

Дмитрий ПЛАХТА, «День», Львов. Фото Павла ПАЛАМАРЧУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ