Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Умел отличать главное от второстепенного»

Памяти Алексея Левченко
12 января, 2012 - 20:22
НА ОДНОЙ ИЗ НАШИХ ФОТОВЫСТАВОК АЛЕКСЕЙ ЛЕВЧЕНКО ПОДАРИЛ НАМ ФОТО, ГДЕ ЗАПЕЧАТЛЕНЫ ПОСТОЯЛЬЦЫ ЕГО РЕСПЕКТАБЕЛЬНОЙ ГОСТИНИЦЫ «ЗАЛЕСКИ», КОТОРЫМ К КОФЕ ВСЕГДА ПРЕДЛАГАЛИ СВЕЖИЙ НОМЕР «ДНЯ». НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ПАН АЛЕКСЕЙ БЫЛ ДОБРЫМ ДРУГОМ И ПАРТНЕРОМ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ. СПАСИБО! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Девятый день после внезапной смерти Алексея Левченко, давнего друга и партнера газеты «День», который ушел из жизни в канун Рождества Христова, приходится тоже на праздник, так называемый старый Новый год. Такое совпадение, ведь никому из нас не дано знать ни время, ни место своего последнего вздоха. Но примечательно, что и Алексей был для многих, с кем его сводила жизнь, своеобразным праздником, светлым моментом.

Поэтому в вестибюле респектабельной луцкой гостиницы «Залески», где, кстати, к кофе всегда подавали свежий «День», построенной им и названной в честь собственного деда, руководителя передвижного украинского театра 30-х годов прошлого века, посетителей продолжают встречать новогодне-рождественские атрибуты: семья решила не выставлять свою утрату и боль напоказ. Невзирая на это, на похоронах Левченко людей разного ранга, возраста и социального статуса было чрезвычайно много. Ведь он был человеком неординарным, творческим, а все, что делал, становилось своеобразным волынским брендом. Кем был Алексей для мира сего, расскажут люди, которые его хорошо знали.

Василий ВОРОН, заместитель начальника управления культуры и туризма Волынской облгосадминистрации, один из организаторов фестиваля «Оберіг»:

— С Алексеем мы познакомились в конце 80-х годов прошлого века. Я как раз провел первый западноукраинский фестиваль рок-культуры, где первую премию за рок-музыку получил Леонид Репета, а за популярную песню — Вячеслав Хурсенко, которые потом стали знаменитыми. Потом Олег Покальчук посодействовал приезду в Луцк Александра Смыка, Эдуарда Драча, Андрея Панчишина, чьи выступления имели просто колоссальный успех. И возник вопрос о продолжении нашего проекта и о его формате. Тогда при обкоме комсомола создали молодежный центр, и я рекомендовал секретарю обкома комсомола Алексея сюда на работу, ведь нам нужны были знающие люди. Он же имел опыт и музыканта, и организатора. Именно Алексею удалось привлечь к проведению фестиваля, который получил название «Оберіг» и стал стартовой площадкой для десятков украинских исполнителей, немало спонсоров. Это было время начала национального культурного возрождения. Помню, как Владимир Давыдов спел «Колыбельную для генерального секретаря», где были слова, что тот может спокойно спать, и пусть ему не приснится кошмар, что Украина будет самостоятельной. Как в свое время упала Берлинская стена между двумя мирами, так и мы «Оберегом» развалили мнимую, но такую крепкую завесу страха. Алексей тоже имел в то время неприятности, потому что все пленки, на которые Волынское радио записывало концерты, слушали в КГБ, в зале сидели люди с блокнотами... Но его это не останавливало, не пугало. Он опережал свое время.

Ольга ХУРСЕНКО, вдова певца Вячеслава ХУРСЕНКО:

— Мы дружили с Левченками семьями, Алексей с женой Ниной были на нашей свадьбе, и хотя потом жизненные пути наших мужей немного развели, но вскоре и свели. И знаете, очень поражает, что в Алексее не было творческой зависти, которая часто, к сожалению, присуща людям, занимающимся искусством. Он всегда помогал Славе при его жизни, а когда того не стало, он поддерживал нас еще больше. Наша дочь часто заходила к Алексею на работу просто пообщаться, посоветоваться. Он собирал все диски с произведениями Славы, помогал их оформлять, выпускать. И часто, когда я заходила к нему в кабинет, там звучала какая-то из песен Славы, а Алексей говорил: «Нет, ты слышишь, как он здесь тонко повел линию, какая здесь находка?» К сожалению, мы не успели с ним издать книгу стихотворений Славы, Алексей на этом настаивал, а нам все не хватало времени собрать все стихотворения... Он помогал нам сделать эскиз памятника на могиле Славы. Хотел поставить памятник Славе в городе, одну из улиц назвать его именем... Это был на редкость порядочный человек с искренней душой.

Алла ДМИТРУК, директор гостиничного комплекса «Залески»:

— Незадолго до смерти Алексея Юрьевича я с ним разговаривала на тему публичности. Ведь ему не один раз предлагали даже снимок на обложку того или другого престижного журнала, потому что он был достаточно успешным человеком. Я спросила, почему он никогда на это не соглашается. Собственно, его отдельных снимков в нашем архиве нет. Вот и волынские интернет-сайты, когда сообщали об этой внезапной смерти, подали не совсем качественные снимки, сделанные на пресс-конференциях. Потому что других не было! Он сказал, что никогда не хотел публичности, потому что не кинозвезда, не красивая женщина... В то же время он был респектабельным, умел общаться с людьми разного рода и разных национальностей (так как у нас проживают люди из разных уголков мира), имел столько знаний, столько дипломатичности, что находил общий язык и со звездами, и просто с известными людьми. Этому мы у своего руководителя всегда стремились учиться. Меня поражало, сколько у него было идей, и они не всегда приносили прибыль в бизнесе. Те же «Фрески в «Залески», вечера авторской музыки, песни и поэзии в ресторане, не были бизнесовым проектом, не давали прибыли, скорее потери в материальном аспекте. Однако Алексей Юрьевич всегда считал, что должно быть место, где собирается интеллигенция. Он не умел работать вполсилы, считал, что у него все должно быть совершенным. Не жалел своего времени, использовал все свои знания. Благодаря ему у меня поднялась собственная самооценка, он не унижал подчиненных, что очень важно для командной работы.

Каждому человеку, пьющему утренний кофе в нашем ресторане, подают и свежую газету, и это именно «День». На украинском или русском языке, или английский дайджест — в зависимости от потребности человека. Это тоже была идея Алексея Юрьевича, который умел отличать главное от второстепенного. Ведь подают лишь одну газету, ту, которую он называл самой интеллектуальной в Украине и наиболее украинской. Потому что он сам ее читал, был настоящим патриотом.

Ольга БОГОМОЛЕЦ, заслуженный врач Украины, директор Института дерматологии и косметологии, автор и исполнительница украинских романсов, лауреат III Всеукраинского фестиваля авторской песни и песенной поэзии «Оберіг»:

— На «Оберіг» в Луцк я попала, еще почти не имея творческой биографии, собственных записей, потому что тогда дома не было даже магнитофона. Помню, что послала только заявку, в которой перечислила колхозные поля, на которых пела, и закончила ее фразой, что желаю принять участие в фестивале, потому что хочу изменить мир и сделать его лучшим. Из рук Алексея Левченко я получила гран-при «Оберега», и это был мой первый гран-при. А затем он организовал участникам «Оберега» поездку в Сопот, где было мое первое международное выступление. Я приезжала впоследствии в Луцк, чтобы спеть на его юбилеях, потому что мне хотелось сделать приятное этому человеку. Таких людей, как он, в мире много не бывает, потому что есть люди, которые разрушают и прибирают к рукам созданное другими. А он был из тех, кто и сам создавал, и помогал, давал шанс талантливым людям.

Анатолий ОСТАПЬЮК, врач-кардиолог Луцкой городской поликлиники №2, постоянный участник вечеров «Фрески в «Залески»:

— Этот человек открыл для меня богатый мир украинской песни, украинского патриотизма. Я вспоминаю слова нашего волынского поэта, лауреата Шевченковской премии Василия Слапчука: «На чужом языке попросил незнакомца, чтобы помог мне подняться на гору, с которой я бы увидел Украину. Поднялся, хату свою — вижу. А Украину — нет». Алексей как раз и открывал в Украине Украину. Он был столпом, на котором держался жанр песенной поэзии, авторской песни. Он приглашал на «Фрески...» людей талантливых, но эти таланты без него, без «Оберега» могли бы остаться неизвестными рядовому украинцу. В интеллектуальном пространстве Луцка с его уходом в мир иной образуется дыра, и кто его заменит, еще и не знаю. Хотя такие люди не умирают, потому что живет их дело.

Ольга КУЛИШ, генеральный директор Волынской областной государственной телерадиокомпании:

— За неделю до трагической вести Алексей Левченко пожаловал к нам в телерадиокомпанию и с новогодними поздравлениями, и с новой идеей. Обычно приходил не часто, во время глобальной «мобилизации» больше общались по телефону, а тут такая роскошь — благородный разговор с глазу на глаз уже в вечернее время, когда и прошлое вспоминается с романтической ностальгией, и новые планы выстраиваются в четких очертаниях и деталях. «А почему бы нам не записать новые песни Василия Жданкина в вашей студии звукозаписи и не издать его диск? Наконец-то я его убедил в том, что его произведения нужны Украине», — это идея Левченко. С радостью принимаю это предложение, так как это будет не только новый диск выдающегося певца, да еще и новые записи для радиостанции «Луцк». Тут же Алексей набирает по телефону Жданкина, обуславливаем даты, подробности, решаем: после Рождества и начнем. «А почему бы тебе, Алексей, не приобщиться к нашей телевизионной идее: хотим возродить «Оберіг» уже как Всеукраинский телефестиваль песенной поэзии, как общий проект областных государственных телерадиокомпаний?» — это уже мое предложение Левченко. И его одобрительный ответ. И опять-таки: после Рождества и начнем.

А после Рождества Луцк прощался с Алексеем. Алексей Левченко — человек с душой Художника. И бизнес его воспринимается как искусство: не интересовали его безумные прибыли от теневых операций по схеме «купи — продай», он брался за дела, приносившие хорошую славу его родному городу, возвеличивавшие достойные идеи и достойных людей. Выставочные «Мосты», начало которым положил Алексей в Луцке, объединяли Волынь с другими регионами Украины и с Польшей. Фестивали «Оберіг» стали духовными мостами для жаждущих светлой поэзии, чистой мелодии, национальной самобытности. Ежегодные акции «Людина року Волинського краю» даровали своеобразные обереги признания — «Крила натхнення» — славным, трудолюбивым, талантливым землякам. Его и самого можно было бы номинировать в этой акции как Гражданина, Профессионала, Деятеля культуры, Гордости Волыни... Вспоминаю, как каждый раз, уже в завершение торжественной церемонии, на сцену облмуздрамтеатра выходил скромный мужчина и приглашал всех победителей на коллективное фото, это было так трогательно... И представить такой ежегодный коллективный портрет достойных волынян с «Крилами натхнення» без Алексея Левченко просто не могу.

Он излучал свет и благородство. По-видимому, это от деда, поляка Александра Залеского, руководителя украинского передвижного театра, которому благодарный внук воздвиг своеобразный памятник в Луцке, — уникальный изысканный отель «Залески», в котором каждая деталь излучает свет и благородство. Алексей Левченко и сам был таким — светлым и благородным. Таким и останется с нами: в наших воспоминаниях и в своих проектах, которые должны иметь продолжение... Только кто подхватит его крыло вдохновения?

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ