Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Университет «в кейсе»

Более тысячи студентов НАУ избрали для себя дистанционную форму обучения
21 апреля, 2004 - 00:00

Такое стало возможным после подписания в 2003 году Институтом заочного и дистанционного обучения Национального авиационного университета долгосрочного договора о сотрудничестве с Украинским национальным комитетом Международной торговой палаты, а также с ООО «Евро Трейдинг Консалтинг».

Дистанционное обучение в Украине возникло еще до активного внедрения информационных технологий. Имеется в виду хорошо развитая система заочного образования или «корреспондентское» образование, как о нем говорили за рубежом. Когда были утрачены связи с производством и изменился контингент студентов, ранее получавших практику на рабочем месте, заочное обучение было свернуто. Развитие компьютерных технологий вернуло к жизни забытые наработки заочного обучения. Заместитель министра образования и науки Михаил Степко считает немаловажной задачей для Украины введение системы дистанционного образования общего пользования. В связи с этим планируется изменение организации учебного процесса и на стационарах. Это уменьшит количество аудиторных часов и увеличит значимость самостоятельной работы. Общежития и библиотеки высших учебных заведений будут оснащаться компьютерами с выходом в Интернет. «В мире сейчас очень популярно обучение с перерывами на работу, — рассказывает Михаил Степко. — Во время работы человек лучше может определиться, какие курсы и какие программы ему необходимы, особенно если ему создать условия для общения с преподавателями в период отрыва от учебы. Поэтому министерство ориентируется и на создание кратковременных (очень популярных на Западе) профессиональных программ, а также программ, обеспечивающих образование человека на протяжении всей жизни, то есть программ обучения для взрослых».

Таким образом, дистанционная форма обучения, основанная на информационных технологиях, в Украине пока делает только первые официальные шаги: законодательная база для ее внедрения была создана лишь в 2002 году (Закон «О высшем образовании», статья 42). Этим законом определены дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и экстернатная формы обучения в высшей школе, а также разрешены и их различные сочетания.

Основой для разработки дистанционной формы обучения послужили наработки по заочной форме работы со студентами. Были созданы два вида технологий обучения на расстоянии — «Кейс-технология» и «On-line». Первая не нуждается в наличии Интернета и отличается от заочного обучения тем, что все материалы (лекции, учебники, учебно-контролирующие программы) студент получает записанными на CD-диски. Конспекты лекций записаны в электронном виде, а также прилагаются аудио- и видеозаписи этих лекций в «исполнении» самых опытных преподавателей. Эта форма также предусматривает приезд преподавателя к студенту для принятия у него зачета или экзамена.

«On-line» технология обеспечивает учебный процесс в сети Интернет. Обучение и контроль знаний осуществляется на веб- серверах университета. Однако это не означает полного исключения контакта с педагогами. Не реже одного раза в год студент приезжает в университет, чтобы преподаватель мог лично выборочно проверить уровень усвоения учебных курсов.

За год центры заочного и дистанционного обучения университета были открыты в 32-х городах Украины, а также в Баку и Ташкенте. Они охватили дистанционным обучением в Национальном авиационном университете 1300 студентов. Пока на развитие дистанционного образования в высшей школе государство денег не выделяло, планируется такое финансирование только с 2005 года. Сегодня дистанционное обучение в Авиационном университете за год обходится студентам в 1500 гривен, что вдвое меньше суммы, которую нужно платить на заочной форме обучения, а дипломы все студенты получают одинаковые (государственного образца), так как в них не прописывается форма обучения. Студенты дистанционной формы обучения выпускные экзамены сдают в традиционной для нас очной форме, что выступает гарантией качества их знаний.

Интересно, что почти половина студентов дистанционной формы обучения НАУ — это люди в возрасте от 21 до 27 лет. Самому старшему студенту-дистанционнику 46 лет, а самому младшему — 17. Наибольшим спросом пользуются следующие специальности: международная экономика, финансы, учет и аудит, экономика предприятия, маркетинг, организация перевозок и управления на транспорте, менеджмент организаций и менеджмент внешнеэкономической деятельности, психология, компьютерные системы и сети, программное обеспечение автоматизированных систем.

К слову, во многих странах дистанционное обучение превращается в доходную отрасль экономики. Например, в Австралии оно занимает третье место по вкладу в национальный валовый продукт после производства угля и туризма. Австралия с населением в 18 млн. человек зарабатывает на дистанционном обучении до 3 млрд. в год, из которых 2 миллиарда — на дистанционных технологиях обучения за границей.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ