Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Упрямство и гибкость для жизненного успеха

21 августа, 2007 - 19:09

У упрямства неоднозначная репутация: с одной стороны, «ты почему такой упрямый, своей не слушаешься мамы», а с другой — «надо быть спокойным и упрямым», чтобы от жизни получать определенный бонус. Более того, отношение окружающих к упрямцу меняется с возрастом последнего.

ИСТОРИЯ УПРЯМСТВА

Детское упрямство — совершенно неизбежная стадия развития ребенка. То самое, что называется кризисом трех лет. Ребенок упрямится «из чистого интереса» — таким способом он исследует границы своих возможностей. Ребенок постоянно недоволен тем, что предлагают ему взрослые, ему важно сделать все наперекор. Доходит даже до смешного: «Давай наденем желтое платье», — предлагает мама. На что чадо ей отвечает: «Оно не желтое, а синее». Причем в своем упрямстве ребенок может идти не только наперекор желаниям взрослых, но и наперекор собственным желаниям — главное утвердить свою волю и понять, будут ему подчиняться или нет.

Ничего не поделать — кризис трех лет — это специфический этап развития. Как и любой кризис, он приводит к тому, что ребенок должен научиться нескольким вещам: он учится управлять своими эмоциями и волевой сферой и через нарушение запретов усваивает правила.

Родителям, конечно, приходится изрядно помучиться с трехлетним упрямцем, поэтому радужным такой период не назовешь. Но еще более неприятный период с точки зрения родителей — это подростковое упрямство. Строго говоря, на этой стадии повторяется все то же самое, только на новом витке. Основной мотив подросткового упрямства — самоутверждение. Но увы: в чистом виде он встречается только в благополучных семьях. В остальных (коих большинство) к самоутверждению примешиваются протест против постоянной опеки, протест против грубости родителей или наоборот: упрямство становится результатом того, что подростку во всем потакают.

Словом, родители вспоминают период подросткового упрямства, особенно если оно бурно проявлялось, как один из самых тяжелых периодов воспитания ребенка. Уж казалось бы, куда проще с беспроблемными детьми: тихие в детстве, послушные в юности, не доставляющие никаких хлопот семье. Может быть, с точки зрения спокойствия родителей это и хорошо, а вот ребенок, не прошедший все стадии упрямства, вызывает настороженность: он, скорее всего, не научился во время кризисов решать определенные проблемы с миром, с запретами и со своими эмоциями. И вполне вероятно, что «праздник непослушания» разразится в более позднем возрасте и с более разрушительными последствиями.

С УПРЯМСТВОМ, ДОСТОЙНЫМ ЛУЧШЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

А вот упрямство в более взрослом возрасте связано уже не с жизненными кризисами, а с характером. Жажда отвергать требования других людей (причем, касающиеся и вещей, и поступков), конечно, может снова послужить славному делу самоутверждения. Но может и просто войти в привычку. «Уступите старушке место» — «Еще чего не хватало! — Если бы она не попросила, то уступил бы, а так не буду».

И вот в чем парадокс. Если детское и подростковое упрямство считаются штукой досадной, то взрослое упрямство порой возводится в ранг достоинства. Дескать, Иван Петрович уж точно своего не уступит. Гад, конечно, Иван Петрович, зато крепкий мужик и успеха, наверняка добьется. То ли действительно в это верят, то ли путают упрямство с упорством и целеустремленностью?

Между тем по результатам исследований, к упрямству больше других склонны люди с повышенной аффективностью и интеллектуальной ограниченностью. При таком раскладе шансы на жизненный успех заметно снижаются.

Гибкость же часто путают с беспринципностью, бесхребетностью или изворотливостью. Для того, чтобы проявлять гибкость, действительно нужны определенные задатки: по меньшей мере умение не отступать от своей цели и анализировать изменяющиеся обстоятельства.

Иллюстрация к истинной гибкости мышления — в довольно известной истории про Резерфорда, принимавшего у своих студентов экзамен по физике. Вопрос в билете у одного из них гласил: «Как измерить высоту здания при помощи барометра?» Сначала студент дал пару ответов, оперируя знанием законов физики. Например, выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания. Есть и другой способ — привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии. «Впрочем, — добавил студент, — есть и еще несколько совершенно очевидных способов: спустить с крыши барометр на веревке, а потом измерить длину веревки. И, наконец, можно просто прийти к управляющему и сказать: у меня есть прекрасный барометр, он будет вашим, если вы сообщите мне высоту здания». Этого студента звали Нильс Бор.

Психологи считают, что гибкое восприятие — основа продуктивного творческого мышления. Иными словами, это способность подбирать целесообразный, наиболее подходящий способ действия, а не зацикливаться на одном, выбранном когда-то раз и навсегда.

Елена УВАРОВА, medportal.ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ