До центра можно доехать за десять минут, но это уже периферия с абсолютно иным ритмом жизни. Лет 100 назад здесь были дачные поселки без коммуникаций, сейчас — полноценный город. Бродя по Соломенскому району, можно увидеть немало оригинального, хотя идея поехать туда, чтобы погулять, многих удивит. Исследователей Киева интересует в первую очередь исторический центр — Подол, горожане предпочитают тусоваться в центре — Крещатик, район Золотых ворот, тот же Подол. Периферии привлекают уже тем, что это «что-то совсем другое», как говорили в шоу «Летающий цирк Монти Пайтона».
Недавно кандидат технических наук, исследователь архитектуры Киева Семен ШИРОЧИН и киевовед Александр МИХАЙЛИК представили книгу «Невідомі периферії Києва. Солом’янський район». В издании, которое содержит десятки уникальных фотографий, многие из которых публикуются впервые, рассказывается об Александровской слободке, поселке имени 1 мая и Авиаторов, Чеколовке и Пост-Волынском, Караваевых и Новокараваевых дачах, которые и не дачи уже вовсе, а также об Отрадном, Первомайском и Железнодорожном массивах.
Авторы подчеркивают, что стремились отойти от стандартного прогулочного формата, а попытались провести хронологический и урбанистический анализ избранных территорий. Поэтому мы можем увидеть, как на месте кучки сел менее чем за век вырос город. «День» побывал на презентации книги в Государственной научной архитектурно-строительной библиотеке имени Владимира Заболотного и делится услышанным.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КОСТОПАЛОВКИ
Оба автора уже готовили, вместе с Кириллом Степанцом, две книги об истории киевского Левобережья, в этих исследованиях охватываются периоды конца ХІХ — середины ХХ века и 1960-х — 1980-х годов. При этом Семен Широчин и Александр Михайлик живут в Соломенском районе, поэтому появление книги и о нем не удивляет. Хотя появилась она внезапно, Александр, шутя, называет свой путь к ней «14 лет и 14 дней».
ПОЧТИ СЕЛЬСКАЯ ИДИЛЛИЯ. НА ЭТОЙ ФОТОГРАФИИ ИЗ КНИГИ «НЕИЗВЕСТНЫЕ ПЕРИФЕРИИ КИЕВА. СОЛОМЕНСКИЙ РАЙОН» МОЖНО УВИДЕТЬ ПОСЕЛОК 1 МАЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
«Наверное, началось все, когда мне было лет девять. Представьте, вы — ребенок, учитесь в третьем классе, возле школы играетесь с одноклассниками, и тут к вам подходит мужчина, прохожий, и спрашивает: «А ты знаешь, как называется местность, где ты живешь?» Дома была советская карта, с детства рассматривал ее, знал, что это — Александровская слободка. Так и отвечаю. А мужчина говорит: «Нет, еще есть название «Костопаловка». Это запало в память. Что за Костопаловка? Впоследствии попалась замечательная книга Михаила Рыбакова «Неизвестные и малоизвестные страницы истории Киева», где объясняется, что там находились костопальные заводы», — вспоминает Александр Михайлик.
В университете, уже в 2005 году, Александр снова заинтересовался историей своего района — настолько, что пошел в Государственный архив города Киева, где нашел много интересных вещей, о которых в 2006 году рассказал в газете «Соломенка».
Почти через 14 лет, 31 декабря 2018 года, когда все обычно занимаются подготовкой к Новому году, Александр переписывался с Семеном, и у того появилась идея книги о Соломенке. К вечеру был готов план, а 15 января издание сдали в печать.
НОВЫЙ РИТМ КАРАВАЕВЫХ ДАЧ
По историческим меркам 57 лет — совсем немного. Но, подчеркивает Александр Михайлик, для околиц Киева такой срок оказался феноменальным. Исследователь показывает две карты Караваевых дач, 1880-х годов и 1943-х. На первой карте одинокая железная дорога рассекает пустыри, а на второй уже есть сформированная сеть районов с магистралями и сетками улиц.
Название «Караваевы дачи» появилось, потому что в ХІХ веке часть этих земель принадлежала известному хирургу Владимиру Караваеву. Топоним вписался в киевскую географию через одноименный остановочный пункт железной дороги, хотя, акцентирует Семен Широчин, сама местность изменилась в корне.
В начале ХХ века Караваевы дачи, как, кстати, и Чеколовка, представляли плотную сетку узких улиц с одноэтажной застройкой, без намека на транспорт, дороги, освещение и электричество. Потом, по выражению Семена Широчина, все это было «размазано историей».
ПОСТЕПЕННО НА СМЕНУ КВАРТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКЕ ПРИШЛА МИКРОРАЙОННАЯ, КОТОРАЯ ОБЪЕДИНЯЕТ И ЖИЛЫЕ ДОМА, И СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ: ШКОЛЫ, МАГАЗИНЫ, ДЕТСАДЫ
Уникальный документ, опубликованный в книге о Соломенском районе, — генеральный план Киева 1935 года. В сущности, настоящий документ дает посыл развивать периферии как полноценную часть города, а не отдельные поселки «на задворках». Вообще, это первый проект застройки многих периферий, первый проект, где встречаются в настоящее время существующие магистрали, так называемое «малое кольцо»: проспект Валерия Лобановского (до 2015 года — Краснозвездный), бульвар Чеколовский и т.п. Как когда-то реки, часто именно эти магистрали определяли судьбу местности. И именно необходимость пробивки магистрали через Караваевы дачи фактически уничтожила сетку улиц, которая там была, ведь широкая автострада нуждалась в высокой застройке.
ЖИЛИЩНЫЕ КОМБИНАТЫ
Одним из первых «городских» типов застройки стали жилищные комбинаты. Семен Широчин обращает внимание, что именно на периферии для такого формата было больше свободы. «В одной из объяснительных записок писали, что Киев может развиваться двумя путями. Первый, характерный для центральных районов, — одиночная застройка на свободных участках или вместо старых зданий. Второй — застройка не обжитых до той поры периферий, где можно построить целые жилищные комбинаты, где будет много корпусов, собственная инфраструктура, ясли, детские садики», — добавляет исследователь.
Признаки такого подхода можно увидеть в поселке Авиаторов. Речь идет о конструктивистской застройке по распространенному в начале 1930-х годов проекту. По словам Семена Широчина, именно там появился один из самых больших домов Киева того времени, пятиэтажный жилой дом командиров авиачастей на Воздухофлотском проспекте, 32/2, корпус 8.
После таких стремительных изменений жизнь в поселке Авиаторов стала достаточно размеренной. Семен Широчин поделился такой историей: «Один мой родственник когда-то жил в доме командиров авиачастей. Он уехал оттуда, жил в Минске, а через 60 лет приехал в Киев и просто постучал в свою бывшую квартиру. Люди удивились, но потом выяснилось, что у них есть общие знакомые. Там довольно статическое население, потому что все дома строились ведомствами или заводами для своих сотрудников, соответственно, их жители не сильно изменялись в течение длительного времени».
ОСТРОВОК ЧАСТНОЙ ЗАСТРОЙКИ
Сразу за Караваевыми дачами начинается послевоенный поселок Новокараваевы дачи. В отличие от Караваевых, Новокараваевы дачи полностью сохранили первичную структуру улиц, там преобладает частная застройка. Исключением стала разве что школа, которая нарушила сетку улиц, также была снесена часть зданий на Отрадном проспекте, где появились многоэтажки.
«НЕМЕЦКИЕ» ДОМА, СПРОЕКТИРОВАННЫЕ В КИЕВЕ
В послевоенное время киевские периферии нередко застраивали типичными низкоэтажными домами. Один из примеров такой застройки, двухэтажные шлакоблочные общежития, есть на Чеколовке.
Такие дома часто называют «немецкими», но Семен Широчин уточняет терминологию: «Существует мнение, что все это строили немцы, хотя это общесоветские проекты, много таких домов построено по сериям, разработанным киевскими архитекторами. Да, труд военнопленных использовался на строительстве многих домов, но далеко не всех».
АНСАМБЛИ НА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Важный поворот в развитии района происходит в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Появляются большие магистрали, а с ними и высокие дома, хотя эта высота сегодня не кажется большой: всего четыре или пять этажей.
Яркий пример такой застройки дает улица Просвещения на Александровской слободке. В частности, там появился целый ансамбль — дома с одинаковой кладкой, по одинаковым проектам, в основном архитекторов Николая Шило и Людмилы Шкарубы. «К сожалению, сейчас все это не ценится, разрушается и сносится. В 2015 году на Просвещения был утрачен один дом, в 2018-ом — еще один, — констатирует Семен Широчин. — Мы все это фиксируем, у нас отслеживаются адреса и то, как это когда-то выглядело».
ОДНИ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСОТОК СОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА — ТРИ 14-ЭТАЖНЫХ ЗДАНИЯ НА ПРОСПЕКТЕ ЛОБАНОВСКОГО. ЭТО ИЗВЕСТНЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТ, ТАК НАЗЫВАЕМАЯ БАШНЯ ВУЛЫХА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
ВМЕСТО КВАРТАЛОВ — МИКРОРАЙОНЫ
Среди уникальных материалов в книге о Соломенском районе — фотография, сделанная во время строительства Отрадного массива архитектором Борисом Ведерниковым. Этот архитектор любил гулять и фотографировать город, в частности объекты, над которыми работал, как и в этом случае. Семен Широчин рассказывает, что в архиве Ведерникова, который сохранился очень хорошо, было найдено много ценных кадров, причем на некоторых можно увидеть объекты, которые в реальной жизни исследователи еще не идентифицировали.
Отрадный массив представляет собой гибрид квартальной и микрорайонной застройки. Особенность микрорайонной застройки, которая появилась позже, в том, что она объединяет и жилые дома, и социальную инфраструктуру: школы, детсады, дома быта, магазины.
Пространство, которого недоставало в центре, позволяло экспериментировать, на периферии появлялось немало новаторских модернистских строений. Так, Отрадный массив может похвастаться первой так называемой девятиэтажкой-коробочкой. Правда, замечает Александр Михайлик, этот проект достаточно быстро признали неудачным.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
В УРБАНИСТИКУ ВМЕШИВАЕТСЯ ПОЛИТИКА
Борьба с «излишествами в архитектуре», начатая при Никите Хрущеве в 1955 году, внезапно вмешалась в застройку города. Например, «сталинские» дома Медгородка проектировались до начала этой борьбы, а строились уже после того. Поэтому, с одной стороны, они лишены прикрас, а с другой, отмечает Семен Широчин, заметно, что некоторые дома имеют «почву» для башни, именно Медгородок имеет симметричный дворцово-парковый ансамбль.
«Ансамбль Медгородка стоит строго по оси симметрии к улице Метростроевской, которая строилась в то же время. И эта улица прерывается в том квартале, на время строительства которого выпала борьба с излишествами. В этом квартале есть три «сталинки», все другие дома — уже «хрущевки». Соответственно, улица, которая шла как главная ось и отображала центр симметрии Медгородка, исчезла, ее прервали на важнейшем участке», — продолжает Семен Широчин.
Первомайский массив, который создавался немного позже, уже не имеет и намека на какой-то декор. Александр Михайлик говорит, что эта местность является первым жилым массивом Киева. Кстати, исследователям удалось найти его уникальные цветные фото 1964 года, сделанные иностранцем.
УНИКАЛЬНЫЙ ЦВЕТНОЙ СНИМОК ПЕРВОМАЙСКОГО МАССИВА, СДЕЛАННЫЙ ИНОСТРАНЦЕМ ЕЩЕ В 1964 ГОДУ
СРЕДОТОЧИЕ АРХИТЕКТОРОВ
Одна из архитектурных во всех смыслах доминант района — Киевский национальный университет строительства и архитектуры. В 1963 году он переехал в новое здание на Воздухофлотском проспекте, спроектированное архитекторами В.Гопкало, Л.Катко и М.Либербергом. До этого там располагался Киевский технологический институт пищевой промышленности имени Микояна, разрушенный при отступлении немцев во время Второй мировой войны.
«Когда под институт выделили участок, на этой земле созревал урожай. Было два варианта: компенсировать стоимость урожая тем, кому он принадлежит, и начать строительство, уничтожив его, или ждать, пока урожай соберут. Выбрали второй вариант, поэтому строительство отложили до осени», — Семен Широчин приводит факт, найденный в архиве недавно, когда книга уже пошла в печать.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Институт пищепрома повлиял на развитие района: интересным было само здание в стиле конструктивизма, заведение «притянуло» много других зданий, потому что строились общежития, другое жилье и общая инфраструктура. После войны институту, чьи здания были уничтожены, выделили участок на улице Владимирской, а на Воздухофлотском начали строить современный КНУСА, тогда — Киевский инженерно-строительный институт.
Можно сказать, что Соломенский район отличается высокой концентрацией архитекторов еще и потому, что на проспекте Лобановского располагается Научно-исследовательский институт строительного производства, оригинальное модернистское сооружение, которое будто вздымается в небо. Как рассказывает Семен Широчин, там проектировали много известных объектов, в частности занимались реконструкцией спорткомплекса «Олимпийский», проектировали новый Бескидский тоннель.
СРЕДИ АРХИТЕКТУРНЫХ ДОМИНАНТ РАЙОНА — КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ. В 1963 ГОДУ ОН ПЕРЕЕХАЛ В НОВОЕ ЗДАНИЕ НА ВОЗДУХОФЛОТСКОМ ПРОСПЕКТЕ. ДО ЭТОГО ЗДЕСЬ РАСПОЛАГАЛСЯ КИЕВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕПРОМА ИМЕНИ МИКОЯНА, РАЗРУШЕННЫЙ ПРИ ОТСТУПЛЕНИИ НЕМЦЕВ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
СТРЕМИТЕЛЬНО ВВЕРХ
В 1980-х появляются дома, которые больше соответствуют современным представлениям о высотках. Начиналось все с 14-этажек, как пример — три 14-этажные здания подряд на проспекте Лобановского, известный всесоюзный проект, так называемая башня Вулиха. Обычно такие здания ставили вдоль магистралей, хотя случались и исключения, например в поселке 1 мая.
На Новокараваевых дачах, которые, напомним, в период строительства города изменились меньше всего, есть единственная 16-этажка — достаточно редкий для Киева проект мастерской архитектора Георгадзе. Это первый в городе дом, построенный по этому проекту, потом появились еще два на проспекте Лобановского и несколько на Левом берегу.
С началом строительства высоток архитектурный ландшафт района снова начал меняться. Немало таких домов появлялось в уже сформированных в первой половине века местностях, внутри обжитого микрорайона, таким образом среди пятиэтажек могла внезапно выпрыгнуть «свеча». Между тем, Семен Широчин отмечает, что советские проекты домов не прекратили существования вместе с распадом СССР. «По-моему, некоторые из них используются до сих пор», — замечает исследователь.
МОДЕРНИСТСКОЕ ЗДАНИЕ, КОТОРОЕ БУДТО ВЗМЫВАЕТ ВВЫСЬ, — НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОСПЕКТЕ ЛОБАНОВСКОГО, 51. ТАМ ПРОЕКТИРОВАЛИ МНОГО ИЗВЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НОВЫЙ БЕСКИДСКИЙ ТОННЕЛЬ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
БЫТОВОЙ ВАНДАЛИЗМ
То ли из-за комплекса неполноценности, то ли из-за невежества некоторые жители Соломенки не осознают крутизны того, что рядом с этим живут. Из четырех больших мозаик второй половины прошлого века, которые украшают жилые дома, сегодня целой осталась всего одна. Основная причина, по которой изувечили произведения искусства, — безудержное стремление жильцов домов утеплиться.
Первое панно повредили в 2017 году, из-за чего возмутились исследователи киевских мозаик. «Весь мир фанатеет от модернизма, а у нас его уничтожают. Хотя у нас много таких вещей, причем неисследованных, — говорит Семен Широчин. — И вот люди начинают утепляться, активисты поднимают крик, а руководитель района Максим Шкуро (уволенный в ноябре 2018-го. — Авт.) утверждает, что панно не имеет художественной ценности. Это говорит человек, который не имеет полномочий оценивать художественную ценность».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Еще хуже ситуация с панно «Народные ремесла» на улице Вацлава Гавела, 54. Жители одной из квартир этого дома тоже решили утеплиться и написали заявление в районную администрацию с просьбой демонтировать мозаику. Это был тот редкий случай, когда власть быстро услышала граждан и мозаику с двумя женщинами в национальных костюмах сбили.
«Одним из главных врагов города являются его жители, поскольку они в ответе за уничтожение многих культурных ценностей. А потом люди говорят, что у нас ничего нет и нужно ехать в Европу», — подытоживает Семен Широчин.
Собственно, чтобы видеть и понимать ценность места, где ты живешь, надо не лениться его исследовать, хоть с книгой, хоть ногами.