Евгения Степановича не стало буквально несколько месяцев назад — до своего дня рождения он не дожил три месяца (умер 14 мая 2017 г.). Евгений Грицяк прожил достаточно долгую, насыщенную и интересную жизнь, на долю которой выпало немало испытаний. Это действительно легендарный человек, настоящий украинский националист, когда независимой Украины еще не было, многолетний узник советской тоталитарной системы, большой интеллектуал и настоящий моральный авторитет, давний друг «Дня». Одна из характерных черт Евгения Степановича — он, несмотря на сложный жизненный путь, был открытым к знаниям. Последователь Махатмы Ганди, он всегда пропагандировал ненасильственное сопротивление системе, духовное развитие человека и общества, говорил, что украинцам стоит сойти с того пути борьбы, к которому мы привыкли, в котором силе противостоит только сила и который каждый раз приводит нас к поражению.
«К ненасильственным методам борьбы я дошел на ощупь. Это уже после Норильского восстания я изучил методику Махатмы Ганди, индусских йогов и стал убежденным сторонником именно ненасильственного сопротивления. Я понял, что из той человеческой энергии, которая все только ломает, уничтожает, трощит, никогда ничего хорошего не получается. Но в то же время протестовать мирно люди преимущественно не умеют, — рассказывал Евгений Грицяк в 2013-м к 60-летию Норильского восстания. — Когда мы нашим бараком таки восстали, среди нас оказалось только два штрейкбрехера из 45, остальные — стояли до конца. На определенном этапе было очень сложно руководить людьми, сложно было удержать их от применения насилия. Потому что в действительности это только послужило бы поводом и оправданием для администрации лагеря, которая бы нас расстреляла. Именно удерживать людей от насилия и было самым сложным».
Напомним, что восстание в Норильском концлагере (Таймырский, а теперь Долгано-Ненецкий округ Красноярского края Российской Федерации) началось 25 мая 1953 г. и длилось до 4 августа 1953 г., подняло около 20 тысяч политических узников, представителей 86 национальностей и стало проявлением ненасильственного сопротивления тоталитарной системе. Как предполагают историки, именно Норильское восстание повлекло Воркутинское и Кингирское, стало одной из причин «оттепели», появления шестидесятничества, диссидентства и в конечном итоге — распада СССР. Во время Норильского восстания вместе с представителями 85 других национальностей украинцы (а их было более 70%) отстаивали собственные права и достоинство именно ненасильственными методами.
В последнем пятничном номере («День» № 135-136 за 4 августа 2017 г.) у нас вышла статья «В поисках морали и авторитета», в которой мы, отреагировав на пост в FB, затронули вопрос моральных авторитетов в Украине. Сложная тема, которая нуждается в особом подходе и даже своего рода расследовании. Ведь одной из проблем является неумение замечать и прислушиваться к своим моральным авторитетам. Одним из примеров как раз был Евгений Грицяк.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
«Возможно, действительно сегодня говорят о нехватке моральных авторитетов, потому что просто такие люди, как папа, в известной степени остались не расспрошенными, — комментирует «Дню» дочь Евгения Степановича Марта ГРИЦЯК (на фото). — Знаете, при жизни Евгением Степановичем очень интересовались простые люди — из нашего села, соседних, из области... люди ехали отовсюду. Для кого-то он был народным целителем, врачом души и тела, для кого-то — другом-советчиком, высоким интеллектуалом, к которому всегда можно обратиться за советом. Еще при Советском Союзе кем он только не был для людей — адвокатом, юристом, консультантом — из всех окружающих сел приходили к Грицяку с «нерешенными проблемами», и папа всегда помогал их решить. Написать заявление, обращение, кому какое-то письмо придет из-за границы (знает папа тот чужой язык или нет), все приходили к нему, и он всегда помогал. Были случаи, что люди получали наследство — то ли в Польше или Канаде — и всегда Евгений Степанович поможет оформить то наследство, подскажет, куда и как правильно обратиться, научит, как действовать. То есть его все знали, как говорят в селе, между своими людьми. А журналисты интересовались значительно реже. Были из районки, из областных изданий, как-то приезжала Валентина Доброта... Но системный интерес и любопытство к папе — к его «норильской истории», жизненным интересам, в конце концов к философии его жизни проявлял только «День». Моральные авторитеты были и, к счастью, еще остаются. Просто, повторюсь, им нужно уделять надлежащее внимание, расспрашивать при жизни».
Наше издание сделало максимум для того, чтобы имя Евгения Грицяка стало известно Украине и миру. Евгений Степанович был частым гостем редакции «Дня», а газета — подготовила своим читателям десятки знаковых материалов о нем, его уроках и высокой этической планке, интеллигентности, жизненной мудрости. На страницах газеты печатались интервью с лидером восстания в четвертом лагере, были организованы круглые столы с его участием. Наши журналисты ездили в родное село Евгения Степановича, чтобы снять несколько видео в рамках проекта «День-TV». Чего, кажется, не сделал ни один центральный канал.
«Для меня моральным авторитетом является человек, который прошел через определенные моральные и физические испытания и не изменял себе, своим убеждениям. Иначе говоря, не сломался, — дает комментарий «Дню» историк, глава Украинского института национальной памяти Владимир ВЯТРОВИЧ. — Евгений Грицяк был именно таким человеком. Это было особенное поколение, которое боролось в сверхсложных условиях за независимость страны, — то ли с оружием в руках, то ли ненасильственными методами. Это поколение, которое мы с уверенностью могли бы назвать моральными авторитетами, уходит. К сожалению, наши современники недооценивали этих людей и не так часто с ними общались, не всегда давали нужную оценку им. Возможно, потому новое поколение и оказалось не настолько морально стойким. Это нужно наверстать, ведь остались их труды, интервью, фильмы».
Собственно, признание нужно было не самому Евгению Степановичу, а украинцам, чтобы объяснить его фигуру, приблизиться к его идеям. Особенно молодому поколению, в частности в политике, которое нуждается в правильных ориентирах.
«Одна из наиболее сильных черт Евгения Грицяка — это целостность его личности. Он был монолитным, — говорит Владимир Вятрович. — К сожалению, в младшем поколении политиков мы скорее встречаем людей лоскутных, эклектичных, которые пытаются приспосабливаться к общественным симпатиям. Евгений Грицяк и люди его поколения имели более твердые убеждения. Грицяк не менялся в зависимости от какой-то политической конъюнктуры. Сейчас мы проходим новую волну испытаний, которые связаны с войной. В этом горниле уже рождается поколение совсем нового качества, и ему стоит черпать вдохновение у таких людей, как Евгений Грицяк. Так и будет сформирована новая генерация украинцев, среди которых будут те, кого мы сможем назвать моральными авторитетами».
«Евгений Грицяк, как и, кстати, Евгений Сверстюк, показали свою внутреннюю скромность, взвешенность, абсолютную содержательность, — продолжает Владимир Вятрович. — Они не зацикливались на своих личных амбициях и их нельзя было обвинить в том, что они пытались получить какие-то свои дивиденды. Стремление к свободе — это определенная энергия. И она присуща украинцам. Но любая энергия может быть использована как для построения чего-то, так и для разрушения. Поэтому самой энергии мало. Нужны ориентиры и виденье для того, чтобы поняли — свобода помогла украинцам остаться украинцами, а с другой стороны, при отсутствии внутренней дисциплины приводила к анархии».
Своим важным достижением Евгений Степанович называл издание книги «Автобіографія йога» на украинском языке. Это робота Парамаханса Йогананда, переведенная уже на многие языки мира, в том числе уже давно и на русский, но не на украинский. Он перевел и нашел возможность издать эту книгу.
«Евгений Степанович меня поразил невероятной уравновешенностью, он напоминал тех святых, пробужденных людей, у которых сияют глаза от познания высших неземных ценностей, в то же время эти глаза искренни, чисты, как будто смотрит на тебя младенец. Я не поверила своим глазам, что в Украине есть такой человек и мир о нем так мало знает. Он поделился мыслями и знанием об индийской философии, глубоким знанием Ганди, Вивекананды, Тагора. Такое не встречаешь и среди профессиональных индологов, востоковедов с титулами академиков и докторов наук, а также среди многих жителей Индии. Я была тронута, — рассказывает «Дню» после встречи с Евгением Грицяком глава правления Восточноевропейского института развития Мридула ГОШ («День» № 80 за 15 мая 2017 г.). — Евгений Грицяк — великий украинец, который искренне любил свою страну и не продался. Его мысли касательно последних событий тоже поражают! В каждом слове столько мудрости без желания славы, власти или материального обогащения. Его феномен еще будут изучать академические круги. Эйнштейн сказал о Ганди: «Когда-то люди будут удивлены, что такой человек в плоти и крови вообще существовал и шагал по нашему миру». Мне кажется, о Грицяке будут вспоминать этими же словами». Я
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
• «Историю творят мученики, а не мучители»
• «Общество, к сожалению, еще не готово поддержать качественную альтернативу»
• «Мы нуждаемся в духовном развитии. Йоги говорят: кто исправит себя, тот исправит мир. Украинцам нужно вернуться к духовной жизни, тогда они найдут пути самые правильные, и самые правильные поступки за ними будут идти следом»
• «Судьба Европы сейчас решается в Украине»
• «Этой войны было не избежать (об агрессии России против Украины)»
• «Сегодня Россия продуцирует абсолютный фашизм и не имеет морального права говорить о победе во Второй мировой войне»
• «Россия никогда не оставит нас в покое — разве что Запад прижмет ее санкциями. Если математически рассчитать, то у нас нет шансов победить. Но если взять духовно, то дух иногда побеждает большую силу врага»
• «Главное для Украины — разорваны «братские цепи» с Россией»