Пройдут тысячелетия, а эта вина Германии все еще не будет смыта
Ганс Франк, подсудимый на Нюрнбергском процессе, 1946 г.
60-я годовщина освобождения лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим) — стала международным событием. Завтра по этому поводу в Польшу прибудут правительственные делегации из 44 стран мира. Ожидается приезд президента РФ Владимира Путина, президентов Франции и Германии Жака Ширака и Хорста Келера, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, президента Израиля Моше Кацава, вице-президента США Дика Чейни, королевы Нидерландов Беатрикс. Посетит Краков и новоизбранный Президент Украины Виктор Ющенко, отец которого также был узником «лагеря смерти» во время Второй мировой войны.
Вчера же Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной 60-й годовщине, призвал проявить уважение к памяти всех их жертв. «ООН никогда не должна забывать, что она была создана в ответ на зло нацизма, и ее обязанности относятся не только к евреям, но и ко всем народам, которых постигла или которым угрожает похожая судьба», — заявил К.Аннан. Как передает Интерфакс-Украина, при этом он напомнил, что после Второй мировой войны геноцид пережили также народы Камбоджи, Руанды и бывшей Югославии.
В начале мая 1940 г. в польское местечко Освенцим, что под Краковом, приехал только что назначенный комендантом концлагеря Рудольф Франц Фердинанд Гесс, или просто Рудольф Гесс (не путать с другим Рудольфом Гессом, который был помощником Гитлера по нацистской партии). Сам концлагерь еще не существовал. Его нужно было построить на окраине местечка, и немедленно.
14 июня 1940 г. концлагерь Освенцим принял первых 700 узников-поляков. К концу года в нем было заключено уже 10000 противников нацизма.
Рядом с концлагерем строились химическое и военное предприятия, на которых должна была работать бесплатная рабсила.
В марте 1941 г. в Освенцим прибыл рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер с инспекторской проверкой. В ходе ее выяснилось, что концлагерь нужно расширить за счет уничтожения семи польских сел. На очищенном от зданий пространстве намечалось построить еще один концлагерь на 100 тысяч политзаключенных и военнопленных, которые будут поступать с Востока.
К тому моменту Вторая мировая война шла уже полтора года. В августе 1939 г. Гитлер и Сталин подписали секретный пакт о разделе Европы на сферы их влияния и вечной дружбе между ними. Время от времени они приветствовали друг друга с победами в захватывании малых стран. Но вот «большая» дружба двух тиранов лопнула. «Сам буду владеть Миром. Зачем мне этот азиат в сапогах», — сказал Гитлер Риббентропу и пошел на вчерашнего друга войной.
Во второй половине 1941 г. покатились в Освенцим эшелоны с советскими военнопленными, среди которых украинцы составляли значительный процент. Вскоре их количество достигло 14 тысяч. Условия жизни в концлагере были ужасными. Голод, холод, каторжный труд, террор эсэсманов косили людей ежедневно сотнями. «Советские военнопленные умирали, как мухи, — скажет потом на следствии Рудольф Гесс. — Люди ели людей. Я сам видел трупы, у которых была вырвана печень». К концу 1944 г. в Освенциме оставались в живых 92 советских военнопленных.
В тот приезд с инспекторской проверкой Гиммлер осветил Гессу еще одну важную проблему: «Фюрер, — сказал он, — возлагает большие надежды на Освенцим для окончательного решения еврейского вопроса». Он приказал немедленно рыть глубокие ямы, в которых будут сжигаться тысячи задушенных газом людей. Сидя после войны в польской тюрьме под следствием, Гесс написал воспоминания о своей деятельности комендантом концлагеря Освенцим. Он пишет, что для уничтожения большого количества людей нужен был газ. И что он был очень доволен, когда его подчиненные продемонстрировали ему действие «Циклона Б», который в соединении с кислородом превращался в цианистый водород. Газ исследовали на советских военнопленных, 900 человек за полчаса — как не бывало.
А тем временем со всей оккупированной немцами Европы потянулись в Освенцим эшелоны с евреями. Задушенные газом трупы тысячами складывали в глубокие ямы, заливали нефтью и сжигали. Такая процедура требовала много времени, а его не было. Ведь на железнодорожной платформе концлагеря разгружались все новые и новые вагоны. Поэтому прибывший Адольф Эйхман, который отвечал перед Гитлером за ликвидацию евреев, предложил Гессу срочно строить крематории. За короткое время их было построено четыре. Но и после этого печи крематориев и негаснущие ямы не поспевали за газовыми камерами, которые за сутки могли выдать до 30 тысяч трупов.
Колоссальные богатства поступали в концлагерь вместе с привезенными людьми. Польский ученый, юрист Ян Зен как-то сказал, что евреи привезли в Освенцим столько ценностей и валюты, что на них можно было бы купить пол-Европы. А бывший сотрудник политотдела концлагеря эсэсовец Пери Броад вспоминает, как шелестели под его сапогами, словно опавшие листья, тысячедолларовые купюры, когда он проходил по железнодорожной платформе после того, как люди были отправлены в газовую камеру.
Немцы уверяли евреев, что они, отработав некоторое время в Польше, сразу же вернутся в свои дома. Люди брали с собой в дорогу то, что могли нести в руках. В концлагере ценности и валюту у них отбирали, а самих убивали газом и сжигали в печах крематориев.
Рудольф Гесс пишет: «Сначала мы загоняли в газовые камеры, словно в баню, женщин и детей, а после них — мужчин. Некоторые из жертв интуитивно ощущали близкую смерть и начинали проявлять свой ужас крикам и плачем. Таких немедленно выводили из камеры и за углом убивали выстрелом в затылок. Был такой случай: одна еврейка подошла ко мне и, показывая на своих четырех маленьких деток, сказала: «Разве у вас хватит сил убить этих малых хорошеньких деток? Разве у вас нет сердца?» Но я приказал офицеру, стоявшему рядом, загнать мать с детьми в газовую камеру». Кстати, у коменданта Освенцима было своих пятеро детей, которых он, по его словам, безмерно любил. Но то были его дети.
Гесс пишет, что в период Холокоста Гиммлер, Эйхман и другие высокие чиновники часто приезжали в Освенцим. С большим интересом прослеживали они весь процесс уничтожения людей. В металлических дверях газовых камер были сделаны маленькие окошки, через которые высокие чины могли наблюдать за тем, как тысячи людей погибают от газа. «Однажды после такого сеанса, — пишет Гесс, — Гиммлер сказал мне, что у покойников перед сжиганием нужно вырывать золотые зубы, а у женщин обрезать волосы». После этого специальная команда узников занималась такой процедурой. Килограммовые слитки переплавленных коронок отправлялись в Берлин, а срезанные волосы — в текстильную промышленность».
Весь процесс уничтожения людей, начиная с железнодорожной платформы и до печей крематориев, проводился так называемой зондеркомандой, состоявшей исключительно из евреев, которых время от времени самих уничтожали.
Весной и летом 1944 г., когда в Освенцим привозили на казнь много людей, зондеркоманда насчитывала тысячу узников.
Концлагерь Освенцим был одновременно лабораторией, в которой исследовались на практике медицинские научные теории, которые для большинства исследуемых заканчивались смертью или увечьями. В перспективе нацизм предполагал, что после успешного завершения войны немцы, как высшая раса, заселят земли на востоке (Польша, Украина) и большое количество славянского населения им будет не нужно. Ради этого в десятом блоке главного лагеря профессор Карл Клауберг производил медицинские опыты по стерилизации женщин. В то же время врач Йозеф Менгеле работал над проблемой увеличения деторождаемости в нацистской Германии. Для своих опытов он отбирал еврейских детей-близнецов, которых затем убивал.
Администрация концлагеря заключала контракты с медицинскими научными учреждениями страны на продажу им «опытного материала» в лице узников. Как свидетельствует сам Рудольф Гесс, концлагерь отправлял в такие учреждения сотни узников, беря за голову 180—200 марок.
За колючей проволокой Освенцима были мученики более 30 наций мира. Только узники из многонационального Советского Союза носили на красном треугольнике (винкеле) рядом с номером латинскую букву R — русский. Чтобы узнать о национальности такого узника, нужно было спросить его самого.
20 июля 1942 г. в Освенцим прибыл транспорт узников из Западной Украины, который официально назывался «Бандера группе». 8 августа прибыл второй транспорт с таким наименованием. Но и у них на треугольнике была буква R. Известно, что Гитлер, как и Сталин, не жаловал украинских националистов, особенно после того, как во Львове во время немецкой оккупации, 30 июня 1941 г. было провозглашено возрождение Украинской Республики. В те годы везде на необъятном евразийском континенте, от Гамбурга до Магадана, в концлагере Европы и Сибири можно было встретить украинца, которого карали за родную землю.
Проводники украинского национального движения против оккупантов, такие, как Степан Бандера, Андрей Мельник, Ярослав Стецько и другие, были заключены в концлагерь Заксенхаузен. Большой процент среди украинских политзаключенных составляли женщины. Судьба многих украинцев в Освенциме сложилась трагически. Среди них — два брата Степана Бандеры, Александр и Василий, — остались в освенцимской земле навсегда.
Право на жизнь в концлагере имели исключительно трудоспособные узники. Время от времени отбирали неработоспособных, делали им укол фенола в сердце или просто отправляли в газовую камеру. Пери Броад вспоминает, как однажды привезли на уничтожение большую группу крайне истощенных узников женского филиала. Женщины плакали, молили эсэсовцев не убивать их. Однако все они были убиты газом и сожжены в печах крематория.
Через четыре года концлагерь на окраине города Освенцим по территории в 40 кв. км и полосатым населением в 250 тысяч человек превышал своего тезку в двадцать раз.
С середины 1944 г. под давлением приближения фронта с востока концлагерь начал планомерную эвакуацию узников в западные концлагеря.
За выдающиеся заслуги перед фатерландом Рудольф Гесс был награжден Рыцарским крестом и переведен в Берлин. В концлагере оставались его надежные последователи. Такие, как Карл Фрич, который первым исследовал на людях действие «Циклона Б», Герхард Палич, который собственноручно отправил на тот свет 25 тысяч узников, Пауль Блобль, который начал свою кровавую карьеру в Бабьем Яру под Киевом, эсэсовка Мария Мендель, которая одним взмахом тяжелой дубины убивала несчастных в женском лагере.
Следует сказать, что комендант концлагеря внешне не походил на страшное чудовище. Никто никогда не слышал, чтобы Гесс разговаривал с подчиненным повышенным тоном или ударил узника. Был, правда, грех на его совести. В начале своей нацистской карьеры он убил учителя-антифашиста, за что отсидел в тюрьме шесть лет. В детстве родители воспитывали Руди в религиозном духе, желая видеть его в будущем блаженным человеком. Но сын не оправдал надежды родителей. Он стал одним из самых жестоких палачей ХХ столетия. Правда, Рудольф Гесс своими руками не убивал. Он отдавал приказы другим убивать и требовал от них безусловного выполнения приказов.
В начале января 1945 г. все крематории вместе с газовыми камерами были одновременно уничтожены заложенной в них взрывчаткой.
18 января утром во всех филиалах, секторах, а также в главном концлагере начали строить узников для эвакуации их на Запад. Поход возглавил прибывший Рудольф Гесс. Последние 60 тысяч людей в полосатом двинулись пешком, оставляя на мерзлой дороге кровавый след. А через 9 дней после эвакуации узников, 27 января 1945 г. советские солдаты 107-й дивизии, которой командовал генерал Василий Петренко, вошли в пустой концлагерь Освенцим.
Как свидетельствуют документы многих международных комиссий, которые расследовали злодеяния нацистов во время Второй мировой войны, а также приговор Международного трибунала в Нюрнберге, в гитлеровском концлагере Освенцим за 4,5 года его существования погибли насильственной смертью 1,5 миллиона человек. («Польская научная энциклопедия», 1995 г.).
2 апреля 1947 г. Верховный Народный Трибунал в Варшаве осудил Рудольфа Гесса к смертной казни. 16 апреля приговор был приведен в исполнение. Бывшего коменданта Освенцима повесили на территории бывшего концлагеря.
Омытая дождями виселица стоит и сегодня, завершая собой экспозицию музея.
...Освенцим — это место бесчеловечных преступлений одних и самопожертвования, героизма других. Вот некоторые примеры. Молодая еврейка, которую привезли в Освенцим на казнь, поняв, что ее ждет, выхватила у эсэсовского офицера Шеллингера пистолет и застрелила его, тяжело ранив другого эсэсмана. На третьего ей не хватило секунды. Автоматная очередь охранника прервала жизнь женщины.
Политзаключенный Освенцима, польский ксендз Максимилиан Кольбе сознательно пошел на казнь ради жизни ближнего, такого же, как он, политзаключенного.
За это потом Папа Римский причислил Кольбе к святым мученикам. А благодарные поляки возвели в честь святого Максимилиана Кольбе прекрасный костел в г. Освенцим.
Анна Польщикова из Крыма попала в Освенцим беременной и тайно родила там сына, которого сумела сберечь до освобождения. В 1995 г. она была приглашена на торжества по поводу 50-летия освобождения Освенцима. На торжества Анна Павловна Польщикова приехала с сыном, крепким бородатым мужчиной, который решил отметить свой полувековой юбилей на месте рождения.
Выжило в аду Освенцима немного узников, и судьба их после войны сложилась по-разному. Например, Юзеф Циранкевич после концлагеря возглавил правительство Польши, гражданка Франции Симона Вайль восемь лет председательствовала в Европейском парламенте, Эли Визель стал писателем, Нобелевским лауреатом, а Михаил Марунчак — известным в мире украинским историком.
Это, так сказать, «у них», на Западе. А вот у нас, на родной земле беднягам не везло. А как же — за границей были, «на врага работали» (существовало у нас в советские времена такое обвинение). Например, Сергей Богатырев из Днепропетровска после Освенцима десять лет строил железную дорогу Воркута — Норильск по 58-й статье — измена родине; Роман Червинский из Львова по такой же статье десять лет плавил металл в Норильске; Людвиг Лысак из Хмельницкого как «предатель» десять лет орудовал киркой в каменных карьерах о. Сахалин, а полтавчанин Андрей Рева по такому же обвинению десять лет мыл золото на Колыме.
Услышав об угрозах отца, военнопленный, старший лейтенант и узник Заксенхаузена, старший сын Сталина Яков Джугашвили наложил на себя руки.
Те, кто после немецкого концлагеря не попал в советский, всячески скрывали свое прошлое. Мария Иващенко из Хорола сделала себе пластическую операцию, сняв с левой руки концлагерное клеймо-порядковый номер. А Мария Федорченко из Полтавы с помощью бритвы, ножа и кислоты самостоятельно вытравила проклятые цифры на руке.
Все репатрианты из СССР (концлагерники и остарбайтеры) автоматически получали запрет на многие профессии, учебу в некоторых вузах, им были категорически запрещены зарубежные поездки.
После войны в бывшем нацистском концлагере создан музей. Его посещают миллионы туристов, среди которых немало известных людей. Так, в 1997 г. музей в Освенциме посетила Хиллари Клинтон. Осмотрев экспозицию, она была шокирована увиденным и услышанным. «За последние десятилетия природа людей не изменилась. Уроки освенцимской трагедии не стали поучительными, — сказала она. — Что ждет человечество в следующем веке?» На вопрос первой леди США отвечает шведский политолог Пер Альмарк в своей книге «Открытая рана». Автор утверждает, что в ХХ веке от геноцида погибли 170 миллионов невинных людей. «Если люди, наконец, не придут к взаимопониманию, то при наличии новейших средств уничтожения людей планета Земля в ХХI веке может обезлюдеть», — делает вывод автор.