Леонардо да Винчи, Людвиг Ван Бетховен, Марк Твен, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Чарли Чаплин — все эти гении литературы и искусства были леворукими. В свое время, в «правом» мире им приходилось приспосабливаться к бытовым трудностям, усиленному интересу людей и давлению со стороны общества. Нынче же левши считаются более талантливыми, более успешными и внутренне богаче праворуких. А дискомфорт ощущают лишь тогда, когда приходится писать шариковой ручкой, вбрасывать жетоны в турникеты метро, играть на гитаре или вести машину.
МУЗЫКАНТ-ЛЕВША — ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
В том, что леворукость — это подарок судьбы, убежден известный молодой украинский аккордеонист Игорь Завадский. — Леворукость становится для меня проблемой лишь тогда, когда я пишу ручкой или маркером, — рассказал Игорь «Дню». — Потому что выходит, что я ребром ладони стираю то, что написал. Помню, как во втором классе учительница дала нам задание: кто быстрее всего напишет текст, тот получит хорошую оценку. Я первым выполнил это задание, но получил за него «единицу», кстати единственную в своей жизни: оказалось, что в моей тетради была большая клякса, потому что рукой я размазал все, что написал. Когда я пришел в мир музыки, игра на аккордеоне поначалу давалась мне сложно, поскольку инструмент адаптирован для праворуких. Фактически до меня на нем никто из леворуких не играл, во всяком случае в Украине. Хотя главной на аккордеоне считается именно левая клавиатура. Вообще я воспринимаю профессию музыканта, как широкую и глобальную. Умение владеть звуками — это настоящее искусство. И лучше всего владеет звуком тот, кто играет левой рукой, в частности на моем инструменте. Ведь играя на аккордеоне, нужно тянуть звук вверх именно левой рукой. Когда я нажимаю кнопки, то больше растягиваю звук, чем праворукие, и именно такое звучание трогает людей. Поэтому чувства, возникающие у слушателей, — это результат действия звуком. Мне кажется, если бы я был праворуким, то имел бы намного меньше шансов стать музыкантом.
По словам Игоря, за то время, что он прожил в мире музыки, ему удалось понять важную истину: важно, чтобы человек играл на инструменте так же хорошо, как поет голосом и душой. Тогда она передает максимально эмоциональные звуки. Он убежден, что играть с максимальной выкладкой эмоций можно тогда, когда хорошо ощущаешь звук. «Моя леворукость — это мой огромный плюс как музыканта. Потому что правши ощущают музыку, но не могут ее передать, поскольку им тяжелее найти контакт с левой рукой», — утверждает он.
ПРИНИМАЙТЕ ИХ ТАКИМИ, КАКИМИ ОНИ ЕСТЬ
По закону природы, у леворуких лучше развито правое полушарие мозга, а у праворуких — левое. Но именно правое полушарие отвечает за творческую и эмоциональную часть личности человека. Факт, что леворукие люди успешны и одаренны подтверждает и профессор психиатрии Анатолий Чуприков. На его взгляд, им свойственны сильные эмоции, жизненная активность, целенаправленность и настойчивость. Они легко утверждают себя в жизни и меняют профессии. К счастью, сегодня в школах отказались от принципа: все должны писать только правой рукой.
— Но производители товаров еще не привыкли учитывать своеобразные потребности левшей, у которых совсем другой принцип считывания информации, нежели у «правых», — убежден господин Чуприков. — Поэтому большинство часов, мясорубок, ножниц рассчитаны на праворуких. К счастью, вот уже несколько лет в Украине существует интернет-магазин, в котором левши могут заказать необходимые для быта вещи. В частности, значительная часть товаров — это прописи, карандаши, ручки, помогающие детям научиться письму. Взрослым предлагают столовые приборы, ножницы, штопоры, кошельки и тому подобное.
Он отмечает, что из «леворукости» не нужно делать проблему, а принимать человека таким, каким он есть, в том числе — и в школе. Благо, что у нас уже отказались переучивать леворуких детей, потому что, например, Игорь Завадский когда-то страдал от советской педагогики.
— Когда я учился в первом классе, учительница заметила мою леворукость и рассказала родителям. После этого за мной был установлен строгий контроль, — вспоминает аккордеонист. — Но я был упрямым и понимал, что мне неудобно писать правой рукой, поэтому прибегнул к одной хитрости: когда учительница смотрела на меня, я делал вид, что пишу правой рукой, но только она отворачивалась, я менял руку. И за все годы учебы в школе мою тайну так никто и не разгадал. В народных массах бытует ассоциация, что леворукие пишут, как курица лапой. Но я пишу быстро и красиво. А когда люди приходят на мои концерты, они не всегда догадываются, что я левша. Но во время раздачи автографов, их изумлению нет предела. С другой стороны, артисту важно быть в центре внимания.
Кстати, проблемой изготовления устройств для леворуких детей занимается украинский изобретатель Владимир Карпичев. Он изобрел ряд учебных детских изделий в виде игрушек, защищающих руку от перенапряжения. Одно из его изобретений — это ручка-самоучка. Она сконструирована таким образом, что дети пишут ею каллиграфически, не ощущая усталости.
Поэтому украинским леворуким нечего делать трагедию. Ведь мир — один для всех, разве что условия в нем разные. И не имеет значения, к кому ты принадлежишь — «левым» или «правым». Это же просто условное разделение, которое отменить так же легко, как и создать.