Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Услышать тишину невозможно

За транспорт и дискотеки киевляне расплачиваются здоровьем
30 марта, 2006 - 19:05
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

С приходом весны все больше горожан выбираются на природу: послушать птичек, надышаться и вдохновиться свежим воздухом, отдохнуть от повседневной суматохи. Однако в больших городах эта радость весны нивелируется: слишком уж много факторов, способных испортить общение с природой. Шеренгами машин в дорожных пробках, громкой рекламой или шумом строительства даже в самых живописных уголках Киева уже никого не удивишь: эти явления стали обычными и повседневными. Впрочем, шум большого города вредит не только эстетике, но и здоровью.

Шум — это хаотические колебания разного происхождения со сложной часовой и спектральной структурой. В быту под шумом подразумевают какие-либо акустические препятствия при восприятии вещания, музыки и любые звуки, способные вызывать негативную реакцию человеческого организма.

«Одним из основных источников шума, который вредит человеку, является производство, — рассказывает Владимир Акименко, заведующий лабораторией гигиены шума и жилищных и общественных сооружений Института гигиены и медицинской экологии имени А. Марзеева. — Когда в рабочем помещении постоянно шумно, слуховой анализатор человека временно снижает порог восприятия, и человек на этот звук не реагирует. А потом, когда раздражитель исчезает, порог восприятия восстанавливается до нормального. Однако в условиях, когда сверхнормативные уровни шума действуют долгое время, возвращение к начальному состоянию постепенно становится невозможным, и человек теряет слух».

То же самое происходит и в шумных офисах рядом с большими автомобильными трассами, в метро, недалеко от железных дорог и аэропортов. Акустическая обстановка города фактически завязана на транспорте. Например, в Киеве, по данным городской санэпидемстанции, на главной автомагистрали — Крещатике, бульварах Леси Украинки и Тараса Шевченко, проспекте Победы и Краснозвездном, на Большой Васильковской и Саксаганского — уровень шума превышает норму в несколько раз. Люди, работающие около загруженных транспортом дорог, больше, чем другие, рискуют заработать расстройства нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы вплоть до инфаркта. Ведь в шумных местах слуховой анализатор человека воспринимает и перерабатывает всю без исключения информацию, ища полезную, но не находит ее. Эта аналитическая деятельность требует много энергии и силы, но, поскольку ожидаемого результата нет — возникает стресс. Учеными доказано, что постоянный шум нарушает сон, снижает работоспособность, искажает языковое общение, мешает в воспитании детей и в любом случае влияет на здоровье человека.

С ущербом для здоровья функционируют практически все аэропорты. В принципе, безопасностью авиационного транспорта занимаются еще на стадии проектирования: рассчитывают шумность различных типов самолетов, частоту полетов, ограничение застройки в районе аэропорта. То же и с железными дорогами: недалеко от вокзалов и сортировочных станций акустическое загрязнение серьезно влияет на состояние человеческого здоровья, поэтому жить в этих районах не рекомендуется. Гигиеническими регламентами установлены зоны, где строить жилые здания вообще запрещено, — а вот недалеко от Борисполя и Жулян такая застройка есть.

«В известной степени это вызвано непоследовательными действиями правительства, — объясняет Владимир Яковлевич. — Например, несколько лет назад Жуляны собирались перенести в другое место. Когда было принято это решение, город стал подбираться ближе к аэропорту. Но аэропорт остался, теперь там и живут люди, и летают самолеты. Под Борисполем также есть частная застройка — не самых бедных людей! Они и сами не понимают, какой вред себе причиняют, потому что значительная часть украинских самолетов по шумовым характеристикам не соответствует международным нормам».

Для соблюдения допустимого уровня шумности на улице важно корректировать соотношение разных транспортных единиц на дороге, скорость их движения, частоту остановок, качество дорожного покрытия и тому подобное. В то время как украинское законодательство не предусматривает нормирования таких деталей для автотранспорта, в европейских странах, например, за въезд в центр города водители платят определенный налог. Украинским городам до этого далеко, потому что тут еще не научились даже контролировать совместимость жилого фонда с источниками шумового загрязнения.

Отдельной проблемой в последние годы становятся малые частные предприятия. Для производства владельцы часто используют неприспособленные помещения. Это же так просто — приобрести квартиру нужной площади и поставить там, например, печатный станок, от которого будет вздрагивать все здание. Постоянный шум вокруг человека, который не дает времени адаптироваться, отдохнуть, создают и многие приспособления, встроенные в жилые сооружения — кондиционеры, трансформаторы, системы отопления. Хотя более традиционными в жилом секторе становятся развлекательные заведения, круглосуточные или ночные бары и дискотеки. По словам Владимира Акименко, жители жилого дома на Красногвардейской улице стали жаловаться на шум только тогда, когда через дорогу открылась дискотека, потому что к трамваю, метро и грузовикам они уже приспособились.

Мировые стандарты шума постоянно повышаются: если еще несколько лет назад защищать уши рекомендовали при 80 Дб., то сейчас критические показатели достигают 55—65. Чтобы сохранить здоровье украинцев, мало принять соответствующие нормативы — нужно еще и научиться разграничивать жилой фонд и транспортные артерии, создавать автомобили с меньшей звуковой мощностью, создавать экраны из зеленых насаждений и строить звукоизолирующие и шумозащитные конструкции вдоль железных дорог. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты населения от влияния шума», по-человечески должны относиться друг к другу и сами жители домов: например, договариваться о времени и сроках проведения ремонта с соседями...

Впрочем, на практике реализация жестких и действенных нормативов в сфере акустического загрязнения в Украине невозможна: нельзя разделить производство и жилье из-за высоких цен на землю и недвижимость. Невозможно изобрести прибор для измерения человеческого раздражения от звука той или иной мощности. Поэтому на пути в Европу украинцам пока придется расплачиваться собственным здоровьем.

СПРАВКА «Дня»

Децибелы — универсальная безмерная логарифмическая единица, которой можно измерять все, что угодно. Разница на три децибела (дБА) значит, что измеряемая величина больше эталона в два раза, на 6 дБА — в четыре раза, на 10 дБА — в 10 раз и так далее. Поэтому можно со спокойной совестью сказать, что удав из известного мультфильма больше попугая приблизительно на 16 дБА — разницу можно оценить, не зная точной длины ни удава, ни попугая. Децибелами удобно подсчитывать эффективность практически любых мероприятий: они сразу указывают разницу «до» и «после» в относительных величинах. Таким образом, для каждого человека нужно составлять отдельный список вредных шумов. Тем не менее, некоторые из них можно обобщить и сравнить. Например: 10 дБА — дыхание и шепот; 20—30 дБА — бытовой шум в жилищном помещении; 40 дБА — тихий разговор или шум кухонной вытяжки; 50 дБА — разговор средней громкости или шум в комнате с окнами на улицу; 70 дБА — шум печатной машинки; 80 дБА — шум работающего двигателя грузовика и транспорта в час пик; 100 дБА — громкий автомобильный сигнал на расстояния 5—7 метров, проезжающий поезд или оркестровая музыка; 120 дБА — шум трактора на расстоянии 1 метра или реактивного двигателя; 140 дБА — выстрел с ружья. Звуки громче 160—180 децибелов могут привести к разрыву барабанной перепонки.

Ольга ПОКОТИЛО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ