Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Успокоили

Министерство образования договорилось с голодающими студентами
14 октября, 2005 - 20:47
ПРЕДСТАВИТЕЛИ «СТУДЕНЧЕСКОГО БРАТСТВА» ЗАЯВЛЯЮТ ПРЕЗИДЕНТУ УКРАИНЫ О СВОИХ ТРЕБОВАНИЯХ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Вчера студенческая акция протеста — голодовка студентов Ровенского государственного университета, длившаяся почти две недели, благополучно разрешилась письменной договоренностью с Министерством образования и науки. Новшеством сезона стало требование студентов подкрепить устные обещания чиновников выдачей копий приказов и распоряжений, направленных на устранение нарушений, выявленных в результате министерской проверки. Необычным оказался и пакет требований к Министерству образования и науки, где ряд пунктов напрямую никак не зависел от данного ведомства. Например, — обратиться к Президенту нашей страны с призывом не подписывать изменения к Закону «О высшем образовании» (потому что не согласны с введением правил отработки для выпускников вузов по распределению и не согласны с правом вузов повышать плату за обучение контрактников при переходе ими с одного курса на следующий). Требование продлить льготы на проезд в летнее время — снова не в те ворота. А возможно, это позиция маленького ребенка попросить «большого дядю», то есть министерство, решить за себя все вопросы? Сама форма протеста очень смахивала на поведение избалованного малыша, добивающегося своего крайними мерами — криком и отказом от ложки с кашей. Ребята требовали снять с должности ректора Ровенского государственного гуманитарного университета Руслана Постоловского, делая акцент не на устранении его ошибок и промахов, а на наказании «обидчика».

Возглавляли палаточно-голодовочный протест активисты Всеукраинской общественной организации «Студенческое братство». Они обратили особое внимание на ряд негативных моментов, присущих многим украинским вузам, — незаконное взимание платы за пересдачу экзаменов и применение отработок за пропущенные лекции. Кстати, типичность нарушений подтвердилась в четверг в МОН на совещании ректоров частных вузов. Хачатур Владимирович Хачатурян, ректор Киевского международного университета, привселюдно заявил: «Брал и брать буду!», имея в виду деньги за пропуск лекций и пeресдачу экзаменов и зачетов. Хотя на законном основании разрешается пересдавать лишь дважды, и притом бесплатно — один раз преподавателю, а второй — комиссии. Частный вуз — частный закон? А как тогда с дипломом государственного образца? Может, заменить на «частный» образец?

Министерство образования частично выполнило требования протестантов. Ровенский ректор остается на своем месте, но должен устранить выявленные нарушения в течение месяца. Издан приказ, который зарегистрирован и оформлен по всем правилам. В получении копии расписался заместитель председателя «Студенческого братства». Понятно, что уже упомянутые выше требования «не по адресу» Министерство выполнять не будет — просто не имеет таких полномочий. Сотрудники министерства отмечали, что в процессе общения с протестантами сквозило настроение недоверия, ожидание подвоха и обмана. Есть мнение специалистов, что это связано с укоренившейся у нас традицией круговой поруки, когда персонально никто не несет ответственности и это выгодно всем людям этого круга. И еще — не вошло у нас в привычку соблюдать законы, начиная с самого верхнего уровня страны.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил СТЕПКО , заместитель министра образования и науки Украины:

— В системе образования любой страны всегда есть недостатки, потому что образование строится исходя из возможностей данного государства. И удовлетворить запросы молодежи и рынка труда можно только исходя из этих возможностей. Наше государство уже на протяжении нескольких лет продолжает увеличивать количество студентов. Это привело к обострению вопроса, связанного с местами в студенческих общежитиях. Мест требуется все больше и больше, и ректоры вынуждены ухудшать условия проживания в общежитиях. Проблема же трудоустройства существовала во все времена. Одни выпускники хотят, чтобы их обязательно трудоустроили, а другие, наоборот, — уйти в вольное плавание, выучившись за государственный счет. Депутаты внесли более жесткие формулировки по трудоустройству, потому что у нас в селах не хватает учителей, врачей. Конечно, это где-то нарушает права студентов, но нельзя нарушать права и тех, кто проживает в сельской местности. Депутаты предлагают заключать контракт между студентом и представителями местных властей, согласно которому власть на местах должна обеспечить подъемные, предоставлять жилье. Государство — это всегда система определенного принуждения. И если есть потребность у государства, тогда применяется и определенная санкция к тем, кто не понимает задач государства. Такова логика депутатов.

Однако я не понимаю студентов, прибегших к таким радикальным мерам, как голодовка по тем требованиям, которые они выставили министерству. Я понимаю голодовку в том случае, когда, например, арестовали товарищей в 90-м, когда исключили из института 10 человек за участие в политической акции. Сейчас, с моей точки зрения, не произошло ничего такого, чтобы ребятам прибегать к палаткам и голоданию. Думаю, что это дань моде, дань максимализму молодых людей, стремление заявить о себе. Не нужно забывать, что это все происходит в предвыборной толчее. А предвыборная кампания предполагает появление сил, которые рекламируют себя. Кто-то мог проверять молодых людей на готовность радикально действовать в дальнейшем. Я говорил тем, кто в палатках: «Если у вас цель улучшить какие-то вопросы, то мы сделаем все, что сможем. Но сколько бы вы ни голодали, мы не можем сделать вам бесплатный проезд летом. Потому что в государстве нет на это денег».

Характер претензий к ректору Ровенского государственного гуманитарного университета «не тянет» на такую крайнюю меру, как снятие с должности. Ведь все обвинения нужно сначала проверить. Если ректор действительно пошел на нарушение контракта, то мы определяем степень этого нарушения и применяем соответствующие нарушению санкции. Мы могли бы поправить ректора и без этих акций. Достаточно было бы только студентам сообщить нам о своих проблемах. Политика ровенского ректора привела к конфликту. Он вовремя не отреагировал на резкое увеличение иногородних студентов в собственном вузе и не отменил разрешенное ранее министерством соглашение на места для «чужих» — из Славистического университета. Рост контингента привел и к переполненности аудиторных площадей. Условия для студентов были ухудшены. Приказ о возможном использовании общежития студентами другого вуза будет отменен, также будут приниматься меры и для расширения аудиторных площадей. Увеличить же число студентов просили местные власти. Они объясняли это тем, что в регионе очень много чернобыльцев, занимающих в качестве льготников студенческие места. Так что получалось, что льготники вытесняли более способных, но не имеющих льготы ровесников.

Сегодня борьба в студенческой среде различных организаций приводит к обострению борьбы за имидж. Стимулятором же к возмущению послужил пункт о новых условиях трудоустройства (распределении), а все остальные вещи были просто за уши притянуты как дополнительные пункты для выражения протеста. Мы готовим материалы, чтобы просить Президента наложить вето на Закон об изменениях в Законе «Об образовании», так как с некоторыми формулировками мы тоже не согласны. К сожалению, законы Украины позволяют проведение подобных акций, которые не на пользу ни студенческому движению, ни делу. Это дает возможность любой партии использовать молодых людей в своих целях. Обидно, что голодали студенты первых курсов, которые еще даже не успели адаптироваться к студенческой жизни. Я уверяю, что министерство будет благодарно любым студенческим организациям за информацию о нарушениях норм работы высшей школы. Нас очень волнует все, что позорит высшую школу. Ведь коррупция имеет не всеобщий характер, есть только отдельные ее проявления. Кстати, в этом году во вступительной кампании жалоб на нарушения было очень мало. Было подано всего две апелляции в министерство — оценки вузов подтвердились.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ