Двадцатого февраля вступает в силу Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». На утверждение в Кабинет Министров подан проект концепции «О регулировании автомобильного рынка». Председатель совета директоров СП «Авто ЗАЗ-DAEWOО» Олег Папашев расценивает законодательные нововведения, как объективные предпосылки к увеличению объемов производства и продаж отечественной автомобильной продукции.
Наряду с этим, руководство украинско-корейского СП в ближайшее будущее смотрит с пессимизмом. «Мы спустились с небес на землю, — сказал Папашев, — ушли от прежних хвастливых заявлений о том, что «закидаем» Украину автомобилями. Отечественные автомобильные предприятия, в том числе и наше, прежде всего должны начать нормально работать, приносить прибыль. А для этого правительству стоит определиться, нужна ли вообще государству автомобильная отрасль?! Наше предприятие сегодня убыточно. И в какой-то мере, вместе с корейским партнером мы умышленно шли, и пока будем идти на эти убытки, прекрасно понимая, что сделать предприятие прибыльным именно в данную минуту невозможно! В 2000 году мы реализовали 12532 автомобиля. Из 18 000 рабочих, в производстве было задействовано всего 7 тысяч человек. Остальные находились в вынужденных отпусках и получали две трети тарифа (в среднем — 149 гривен). При такой малой реализации автомобилей — это непомерные накладные расходы. Тем не менее сокращать людей мы не собираемся. Верим, что законодательные изменения — это лишь первый шаг на пути развития перспективнейшей отрасли экономики», — подчеркнул Папашев. Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине» в корне меняет правила временного ввоза. Как сообщил «Дню» заместитель начальника запорожской таможни Константин Шаляпин, правила временного ввоза иномарок на территорию Украины остались прежними только в отношении нерезидентов — граждан, которые имеют постоянное место жительства за пределами страны. Если автомобиль находится на территории Украины до 2 месяцев — регистрация в органах ГАИ не нужна; свыше двух месяцев — подлежит обязательной постановке на учет на общих основаниях. «Новые автомобили, — комментирует закон Константин Шаляпин, — будут подлежать обязательной сертификации. Кроме того, в законе так же дано пояснение в отношении тех транспортных средств, которые были в использовании. Согласно правилам, ввозимые автомобили, которые были выпущены, скажем в 1997 году, но не состояли на учете — считаются новыми. И, пожалуй, самый важный аспект. Законом вводятся новые ставки таможенной пошлины и акцизного сбора. Они увеличены в 2 и более раза. Размер ставок теперь будет зависеть от возраста автомобиля и объема двигателя. Чтобы ввезти новую иномарку, необходимо будет заплатить 0,1 Евро таможенной пошлины за кубический сантиметр объема двигателя и 0,3 Евро акцизного сбора. Таможенные пропорции на подержанные авто возрастают до 0,2 Евро пошлины и 0,6 Евро акциза. Законом будет урегулирован и так называемый агрегатный ввоз. Если раньше перед границей ввозимый автомобиль можно было разобрать, заплатить на таможне $60 за кузов и 10% от стоимости двигателя, сейчас условия ужесточены. Платить придется 20% стоимости ввозимого кузова и 1,5 Евро за кубический сантиметр объема двигателя».
«Судьбу этого Закона можно назвать сложной, — делится с «Днем» начальник службы разработки законодательных предложений СП «Авто ЗАЗ — DAEWOO» Сергей Кузьменко. — В том или ином виде он обсуждался с 1999 года и первый раз был принят Верховной Радой 21 сентября того же года достаточно большим количеством голосов («за» тогда проголосовало более 290 народных депутатов). Добиться его рассмотрения и принятия Верховной Радой удалось благодаря содействию Кабмина, который согласился с нашей аргументацией, ряда комитетов фракций самого ВС (прежде всего — Комитета по финансовой и банковской деятельности), а так же Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров других украинских автопроизводителей. То, что творится сегодня на автомобильном рынке Украины, иначе чем беспределом назвать нельзя. Путей безтаможенного ввоза — масса. Государство ежегодно теряет сотни миллионов долларов, превращается в свалку, отечественные производители несут колоссальные убытки. Мы провели комплексный анализ. Невероятно, но факт! Оказывается, в 2000 году в Украину было ввезено 18000 «Запорожцев»! Все они превратились в престижные иномарки. Под документы «ЗАЗ- 968М» люди регистрировали в ГАИ сначала корпус, а затем и двигатель «Мерседеса», «БМВ», других моделей. Нормально? Ни каких тебе налогов, таможенных сборов. Другой вариант — ввоз автомобилей «под судебные решения». Я, к примеру, — продавец из Польши. Вы — покупатель из Украины. Мы с вами договариваемся. Я, якобы, беру у вас в долг определенную сумму. В залог выставляю автомобиль. Затем вы подаете на меня в суд и спокойно, без всяких таможенных пошлин и налогов, машина пересекает границу и регистрируется в ГАИ. Таким путем в 2000 году на территорию Украины было ввезено 14625 машин. Теперь о бюджетных потерях. Для сравнения возьмем Польшу. В 2000 году на ее территорию было ввезено 120 тысяч машин. В Украину — 319 тысяч. От импорта транспортных средств, Польша получила в свой бюджет $906 миллионов. Украина — $9.7 миллионов. В Польше вообще не существует такого понятия, как импорт без налогов. У нас он составляет 60% от общего количества ввезенных в страну иномарок. Ежегодно в Польше реализовывается более полумиллиона автомобилей собственного производства. В Украине — порядка 16 тысяч», — подчеркнул Сергей Кузьменко. Руководители СП «Авто ЗАЗ — DAEWOO» не питают иллюзий, что после выхода в свет закона «О стимулировании производства автомобилей в Украине» спрос на отечественную продукцию резко возрастет. На сегодняшний день пока действуют прежние правила временного ввоза, операторы «подпольного» автомобильного рынка активно наполняют свои склады подержанными иномарками. Как сказал Олег Папашев, первые полгода надеяться на увеличение объемов реализации было бы наивно. Закон должен принести плоды во втором полугодии. «Закон ни в коей мере не ущемляет права честных граждан нашей страны. Когда наш рынок будет защищен, тогда в Украине появятся производители и того же «Опеля», и «Мерседеса», и «Форда», и «Фиата», и так далее. Им будет выгодней производить свою продукцию на территории Украины, чем ввозить. Следовательно, розничные цены со временем будут снижаться. Мы не боимся конкуренции. Подчеркну — производитель нам не конкурент. Места на рынке хватит всем. И чем больше будет производителей, тем лучше, потому что это и рабочие места и налоги в бюджет а, следовательно — пенсии, заработная плата, социальные блага. Бояться следует не конкурентов, а врагов, которые при поддержке определенных влиятельных кругов всячески препятствуют внедрению должной законодательной базы по защите национального рынка. Я убежден в том, что с началом действия закона начнется давление на правительство, что всяческие препятствия встретит на своем пути концепция по защите рынка, которая предусматривает создание более 20 законов. Все это будет. И если «черные» силы победят, автомобильная отрасль Украины обречена на погибель. При чем — скорую. В отношении нашего предприятия определенно могу сказать, что до конца 2001 года мы досуществуем. Однако потом, если не будет действенных законодательных сдвигов, уставный фонд кончится и тогда нам придется совсем туго. А вместе с нами придется туго и огромному количеству предприятий, выпускающих комплектующие. Только в Запорожской области их более 50! Сегодня мы ведем активную политику в экспортном направлении. Усиленно ищем партнеров. Бывшие связи с Россией потеряны. Переговоры начаты с «нуля» и уже достигнуты первые положительные результаты. На уровне подписания контракты на ежегодную поставку за рубеж 4,5 тысяч автомобилей. В этом году 8300 машин готова взять Турция. Итого, общий уровень реализации на 2001 год мы запланировали в количестве 17840 машин. Это и есть наш пессимизм. Однако если вдруг спрос окажется большим, мы без всяких проблем откорректируем объемы производства в сторону их наращивания. Что касается взаимоотношений с корейскими партнерами, они прекрасные. После процедуры банкротства, корпорация «DAEWOO MOTORS» получила стабилизационный кредит. Возобновлено производство. Мы подтвердили свои контракты на 2001 год. Пошли первые поставки машинокомплектов. Из первой партии — совершенно новый автомобиль «Нубира — 2», который уже поступил в продажу. Это и есть подтверждение тому, что у нашего предприятия есть будущее. Да, у «DAEWOO» новый хозяин. Но наш успех не зависит от этого хозяина. Главное, чтобы был рынок. А это уже — дело государства. Если оно решит жить лучше, ни кто ему в этом помешать не сможет. Захочет медленно умирать — препятствовать так же никто не собирается».