Если раньше от армии уклонялись из-за дедовщины, непрестижности службы и не очень комфортных условий проживания, то теперь украинские юноши чуть ли не становятся в очередь на военную службу. Недавно министр обороны Украины Михаил Ежель подписал приказ о начале весенней призывной кампании. И как утверждают военные, в этом году количество желающих служить в армии превышает количество вакантных мест. Так на одно место в строю претендуют шесть-семь юношей. Возможно, время покажет, что же заставляет ребят идти в армию: пиар министерства или экономические трудности.
Как объяснили «Дню» в пресс-службе Министерства обороны, большой конкурс обусловлен тем, что для молодых людей, которые только что закончили школу и не смогли поступить в высшее учебное заведение, а тем более, найти работу, с чем ныне достаточно проблематично, армия — наилучший выход из ситуации. Потому что здесь и накормят, и оденут, еще и будут платить ежемесячно несколько сотен гривен на карманные расходы. Поэтому в некоторых регионах родители сами ведут сыновей в военкомат, чтобы их только взяли служить. Но будут ли в действительности эти карманные расходы и нормальное содержание солдат, если финансирование останется на том же уровне, что и в прошлом году? А в 2009 году Министерство обороны получило из бюджета восемь миллиардов гривен из предусмотренных двенадцати. Как говорят специалисты, такая сумма была наименьшей за последние пять лет.
По данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины, только на проведение весенней призывной кампании из государственного бюджета необходимо более чем полтора миллиона гривен. Призыв молодого воина обойдется в 64,5 гривни, плюс расходы на питание и доставку к месту службы. В целом, весной планируется призвать в ряды армии 26 тысяч лиц (осенью прошлого года было на 450 лиц меньше).
Однако радоваться тому, что армия начала пользоваться популярностью среди юношей, особых оснований нет. Потому что идут они туда не от хорошей жизни, а чтобы убежать от проблем хотя бы на короткое время. А там, гляди, получат в армии какую-то профессию (того же водителя, механика или строителя), будут иметь определенный опыт работы, и вот уже на несколько проблем меньше. Однако хотелось бы, чтобы спрос на армию возрастал не по причине финансового кризиса и безвыходной ситуации, а из-за чувства долга и, в конце концов, патриотизма и гордости за Украину. Но это, по-видимому, дело далекого будущего.
КОММЕНТАРИИ
Елена ЛИЩИНСКАЯ, кандидат психологических наук, докторант Института социальной и политической психологии АПН Украины:
— Молодому парню по окончании школы работать где-то без специальности и опыта работы очень трудно. Еще сложнее в этом плане ребятам из сельской местности. Но что самое интересное, опыт военной службы открывает потом путь для профессиональной самореализации не только в армии, но и в разных силовых структурах, в Министерстве чрезвычайных ситуаций. Не думаю, что сейчас значительно вырос престиж профессии военного или вообще службы в армии. Мы в течение пяти лет проводили исследования в фокус-группах, участников которых просили составить рейтинг профессий по социальному статусу. Профессия военного стояла ниже даже профессии водителя. Конечно, ситуация здесь еще не улучшилась, но армия сейчас стала для отдельной части молодежи надежным прибежищем. А поведение людей, которое мы наблюдаем, — это реакция на политику, определенные политические решения, жизненные и экономические условия. Поэтому если будут менять политические и экономические условия, будет изменяться реакция на армию, возможно, она станет профессиональной и более престижной. Думаю, сама жизнь сегодня настолько жесткая и напряженная, что те страхи, которые когда-то пугали в армии, уже не так страшны для юношей. Во-вторых, армия более предсказуемая и стабильная, в отличие от нестабильной жизни. Единственный позитивный фактор, который стимулирует ребят, это то, что армия все-таки сейчас украинская и службу они проходят на территории родины. Судя по исследованиям, существенный фактор в этой дедовщине был связан с кросс-культурными особенностями, с тем, что вместе служили ребята из разных республик Советского Союза, а соответственно — с разной ментальностью. Поэтому в одних и тех же обстоятельствах они вели себя по-разному. Но основная причина нынешнего спроса на военную службу в том, что молодежи некуда деваться, армия для них — это побег от безысходности.
Алексей МЕЛЬНИК, ведущий эксперт военных программ Украинского центра экономических и политических исследований центра им. А. Разумкова:
— Сейчас в некоторых регионах желающих идти на службу в армию действительно больше, чем предусматривают плановые наборы. Это связано с экономическим кризисом, потому что у юношей появляется возможность поучиться и приобрести какую-то специальность, а также это объясняется желанием ребят где-то провести время на протяжении этого года. Говорить с уверенностью о том, насколько изменилась финансовая ситуация в армии, можно будет через две недели, когда в Верховной Раде примут бюджет. Первым тестом на серьезность намерений власти относительно армии станет именно бюджет. Если он будет хотя бы на том уровне, которого требуют военные, — а это 19 миллиардов, это станет серьезным сигналом того, что новая власть по-новому относится к проблемам армии. Пока еще ситуация чрезвычайно критическая. Вооруженные силы должны финансироваться в размере одной двенадцатой уровня прошлогодних расходов, но этого нет. И согласно заявлениям Генерального штаба, за предыдущие три месяца не было выделено ни одной копейки на закупку горюче-смазочных материалов. Вынуждены были искать топливо из неприкосновенных запасов, но его потом нужно пополнить. Есть отдельная часть бюджета, которая идет на содержание армии, то есть зарплаты, питание, коммунальные нужды. А дальше бюджетные средства распределяются на основные приоритеты армии — переподготовку и перевооружение. В прошлом году лишь на 9% были выполнены планы боевой переподготовки. А за последние 18 лет, кроме закупки отдельных образцов оружия, серьезно вопросом перевооружения не занимались.