Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Европу – без интернатов

В Европу – без интернатов
30 марта, 2017 - 11:09

В ЕС нет ни одной страны, которая бы не приняла стратегического решения отказаться от интернатной системы. В Великобритании, Швеции и Швейцарии дети первых лет жизни ни при каких условиях не могут попасть в такое заведение. В Украине количество детей, которые в настоящий момент там находятся, достигло почти 108 тысяч. При этом только восемь тысяч из них не имеют родителей. В течение последнего года в государстве, при содействии офиса Уполномоченного Президента по правам ребенка и при поддержке международных организаций и экспертов, велась работа над созданием национальной стратегии реформирования институционной системы. Ожидается, что скоро один из вариантов документа будет рассматриваться на совете при участии Президента.

«ГРОМАДЫ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ЗА БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЕЙ»

«Сегодня мы имеем поддержку Президента Украины и его жены Марины Порошенко, которая занялась особо важной частью работы — внедрением системы инклюзивного образования, — отмечает Павел РОЗЕНКО, министр социальной политики Украины. — Нас ждет тяжелая работа, но рецепты, как это сделать, есть: все страны Евросоюза, которые поставили себе целью реформировать интернатную систему, достигли реального результата. Мы можем начать делать это с изменения модели финансирования интернатов и социальных услуг, с введением ограничений для зачисления детей в такие заведения по заявлениям родителей, обеспечив права ребенка на образование в общеобразовательной школе, даже если она находится в интернате. Также — через  создание инклюзивных классов и усиление ответственности за нарушение прав детей. Безусловно, это будет происходить в рамках децентрализации. Речь идет о  получении громадами права предоставлять социальные услуги — то есть приближение их к каждой семье. Я надеюсь, что вскоре мы выйдем на стратегический документ».

По словам экспертов, национальная стратегия реформирования системы институционального ухода имеет межсекторный характер: участниками реформы станут ряд министерств и ведомств. Создавая ее, специалисты опирались на опыт стран Восточной Европы, в частности Чехии, Болгарии, Румынии, Молдовы. Ключевой вопрос — не просто закрыть интернаты, а создать при этом систему поддержки семей, помочь переквалифицироваться и трудоустраиваться бывшим работникам интернатов.

«Страны, которые хорошо реформировали свои системы институциональный ухода, внедрили и инклюзивное образование, и превентивную работу с семьями: развивали социальные услуги, чтобы сохранить семьи для детей. Опасность реформы интернатов может появиться тогда, когда просто будем закрывать интернаты. Поскольку 94% детей, которые в настоящее время там находятся, на каникулы возвращаются домой. А если это неблагополучная семья, нам нужно удостовериться, что ребенку есть куда возвращаться: многие дети жалуются не только на насилие в интернатном заведении, но и на насилие в семье, — акцентирует Николай КУЛЕБА, уполномоченный Президента Украины по правам ребенка. — Мы должны понять одно: ни интернат, ни неблагополучная семья не являются безопасным местом для ребенка. И наше внимание следует сосредоточить на том, чтобы помочь семье. На систему превентивных мер нужно тратить больше, чем на интернаты. Проблема еще и в том, что 80% интернатов существуют на областном уровне. Но сегодня мы формируем ответственные громады, которые должны взять на себя ответственность за безопасность и благополучие каждой семьи. Суть реформы — «спустить» ее с областного уровня на уровень громад».

МОЛДОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Своим опытом поделились эксперты в области деинституализации из Молдовы. Там реформа началась в 2007 году, когда на высшем уровне приняли соответствующую стратегию. К 2015 году количество детей в интернатах Молдовы уменьшилось в десять раз. При этом специалисты отмечают: без предупреждения кризиса в семьях деинституализация невозможна.

«В начале работы мы провели комплексную оценку потребностей детей в защите  их прав, была разработана социальная карта существующих социальных служб, созданы региональные планы работы. Работу координировали на местном и центральном уровнях, а также — секторном, — рассказывает Верика ДУМБРАВЕАНУ, заместитель министра защиты труда, социума и семьи Молдовы. — В Молдове создали комиссии, роль которых заключалась в выявлении неблагополучных семей и работе с ними. Комиссии определяли, как нужно такой семье  помочь, оценивали работу служб, которые работали с ней. Все это, конечно, продолжается и сейчас: наши социальные службы помогают семьям в сложных обстоятельствах в форме предоставления информации, консультирования. Также есть денежная поддержка — на конкретные потребности и на определенный период. В Молдове существуют и детские дома семейного типа на троих-семерых детей, при этом дети могут вернуться домой, если с их биологическими родителями установят контакт.  На региональном уровне развиты материнские центры, которые принимали матерей с детьми на определенный срок, есть интернаты для детей с интеллектуальными нарушениями. Услуги для этих детей — дорогие, и их развитие требует средств и качества. И этот процесс нелегкий. Также развиты специализированные службы для детей с особыми потребностями — патронатные, семейная поддержка, дневные центры. Действуют мобильные бригады, которые предоставляют услуги на дому, — для лиц с ограниченными возможностями, как взрослых, так и детей».

По словам Верики Думбравеану, общины в Молдове сначала относились к этой реформе с недоверием, проблемы с этим есть и сейчас. Но динамика работы говорит сама за себя: в 2007 году в стране было 11,5 тысяч детей в интернатах, в 2015 — 1,6 тысяч (11 тысяч — дома под патронатом). Молдавские коллеги называют это революцией в системе защиты прав ребенка и сегодня продолжают развивать социальные услуги в общинах.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ