Чтобы выделить и позиционировать себя как уникальную географическую единицу, украинские города и местечки часто делают акцент на «гастрономических» фестивалях, обходя вниманием интеллектуальный туризм
Волна фестивального движения в Украине нарастает. В контексте поиска локальной идентичности города, местечки и поселки организуют собственные фестивали и местные праздники. Пока что большинство идей сосредоточено вокруг «гастрономических» мероприятий, которые, в подавляющем большинстве, не имеют в основе ни национальной, ни культурной почвы. Они не связаны с местом проведения той особой связью, которая делает фестивали успешными, а место — оригинальным и популярным среди туристов. Отсюда — неспособность раскрыть дух города и закрепить в сознании людей исключительность конкретной географии.
Недавно глава Волынской областной государственной администрации Борис Климчук сообщил, что в следующем году в области планируют провести несколько новых фестивалей — для развития туристического потенциала. Среди идей Климчук назвал картофельные, деруновые, клюквенные, черничные фестивали и даже праздник хлебного самогона. Почему бы и нет? В области едят картошку и деруны, собирают чернику и, очевидно, пьют украинский самогон... Впрочем, подобные фестивали организуют и в других регионах. В Закарпатье уже отгуляли фестиваль черники, а в историческом Коростене только готовятся к IV Международному фестивалю дерунов.
«Это локальная идентичность, люди воспринимают себя, в первую очередь, в контексте места, в котором живут. Соответственно, для них важно самим создать какое-то примечательное событие, которое бы имело определенную периодичность и проходило именно в месте их проживания», — объясняет любовь украинцев к разнообразным фестивалям галушек, борщей и дерунов социальный психолог Олег ПОКАЛЬЧУК. Эксперт считает, что ничего страшного в этих «праздниках желудков» нет — в Европе они тоже распространены. «Я бывал в Норвегии — там тоже каждое местечко имеет свои фестивали, или посмотрите на Германию — сплошное пиво и насыщения. Здесь действительно ничего экзотического нет, это явление не унижает украинцев. Можно сказать, что это является определённого рода средневековым типом поведения, культуры, но мир, если он стабилизируется и гармонизируется, ищет удовольствий», — подытоживает Покальчук.
Правда, некоторые фестивали гастрономического направления в Украине все же отличаются от остальных, ведь связанные не только с удовлетворением первичных потребностей человека, но и культурным наследием, как праздник брынзы в Рахове или фестиваль вина в Закарпатье. Но для того, чтобы создать действительно «свой» праздник (гастрономический или литературный), нужно хорошо поработать.
«День» поинтересовался у инициатора и организатора поэтического фестиваля европейского уровня в Черновцах — «Meridian Czernowitz» Святослава Померанцева, как организовать успешный фестиваль, который станет визитной карточкой города. «В первую очередь, нужно быть менеджером, нужно уметь увидеть тот фундамент, на котором и будет держаться ваш фестиваль, — объясняет Померанцев и приводит пример: — Для Черновцов фундаментом является литература, для Венеции фундаментом является венецианское стекло и киноискусство, для Пармы — пармская ветчина. Потому что, если не будет фундамента, это будут Нью-Васюки».
Во-вторых, перечисляет Померанцев, нужно оценить, «насколько этот фундамент может выдержать то «строение», которое вы собираетесь возвести. В-третьих, должна быть сильная команда — как инициативная группа, так и творческая команда. А еще нужно видеть линию горизонта, то есть понимать, насколько это действительно может быть интересным, полезным, в каких масштабах и для чего вы его делаете. Если эти составляющие у вас в кармане, то есть все шансы сделать один из самых ярких фестивалей и в Украине, и в Европе», — уверен организатор «Meridian Czernowitz».
Чаще всего разнообразные праздники организуют городские и областные советы, забывая поинтересоваться идеями интеллигенции и творческой молодежи. А зря!
«Это не должна быть исключительно частная инициатива, — говорит Померанцев, —организовывая фестиваль,— обязательно нужно общаться с экспертами в той или иной отрасли, с независимыми и международными специалистами, нужно искать ответ на вопрос в международных гуманитарных институтах — не только интересоваться финансированием, но и мыслью о самом мероприятии — и, конечно, если международные эксперты считают его интересным, то это уже является аргументом».
Только таким образом можно создать действительно качественный фестиваль, который внесет название города на карту интеллектуального туризма. Сегодня так называемый интеллектуальный туризм в Украине постепенно развивается. Газета «День» тоже прилагает все усилия в это развитие, ведь такой туризм является не столько отдыхом и развлечением, сколько одним из средств познания мира, истории и возможностью найти свое «я» в масштабах и отдельного человека, и целой страны.
Впрочем, говорят эксперты, в ближайшее время первенство все же будут держать фестивали галушек и сала. Но это явление — временное!
«Интеллектуальный туризм, интеллектуальные фестивали не будут развиваться в ближайшее время, я не вижу перспектив, поскольку сейчас современная украинская культура фактически создается заново, а для этого нужно время», — говорит Олег Покальчук. Кроме того, по его мнению, «интеллектуальные фестивали нуждаются в экономической и социальной стабильности, потому что только тогда люди начинают заниматься интеллектуальными развлечениями».
«Деруны есть везде, а литература — нет. Литература — явление элитарное, всегда так было, и она нуждается в определенной системе оценок стабильности. Люди, производящие литературу, культуру, действуют в рамках своей социальной группы и, соответственно, сами это празднуют», — говорит психолог.
У каждого города и местечка есть свои «козыри». Именно на них и нужно опираться, чтобы туристы ехали туда не только поесть и выпить, но и чтобы открыть для себя новую «точку отсчета культуры», узнать больше об истории и традициях. Дело рекламирования города — нелегкое, но если подойти к нему с умом, это может дать поражающие результаты — о городе узнают в Европе и мире.
«В современном городе Черновцы есть много карт, но литература — это его козырный туз«— — объясняет Померанцев и советует в каждом городе искать такой же.
Недавно «День» в статье «Едем в горы... за высокой музыкой» (№ 158, от 7 сентября 2011) приводил пример удачно созданного фестиваля искусств в небольшом немецком городе Любеке, где родились известные писатели Генрих и Томас Манны. Сам городок находится в стороне от главных туристических точек Германии и, может, так и не заинтересовал бы туристов, если бы не фестиваль. В основу события лёе факт любви Томаса Манна к музыке Рихарда Вагнера. Таким образом, родился фестиваль, который объединил музыку, театр и литературу.
Это один из многих примеров создания успешных фестивалей, который удачно «лег» на местность, сросся с местом проведения и закрепил в сознании людей уникальность конкретной географической точки.
В своей книге «Гений места» известный российский и американский журналист, писатель и радиоведущий Петр Вайль пишет: «Связь человека с местом проживания — загадочная, но очевидная. Ведает им genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой».
Каждый украинский город или местечко имеет своего «гения места», но сможет ли оно отыскать и понять его?
КОММЕНТАРИИ
Юрий ВОЙНАРОВСКИЙ, президент украинской секции CIOFF (Международного совета организаций фестивалей фольклора) при ЮНЕСКО, заслуженный деятель искусств Украины, директор Дворца культуры Луцка:
— Месяц тому назад я был на фестивале «Неделя Бескидской культуры», который проводится в приграничных районах Польши, Чехии и Словакии уже в 48-й раз, — представляете?! Это наибольший фольклорный фестиваль соседнего государства, который проходит под патронатом президента Польши. На этот период в небольшом городе Висла — горнолыжный курорт вроде нашего Буковеля — резко увеличивается количество населения. Если постоянных жителей в нем до двух тысяч, то на фестиваль из разных стран приезжает еще тысячи три.
В свое время с соседями-поляками мы проводили и международный фестиваль «Полесское лето с фольклором», который неделю проходил в Украине, а неделю — в Польше. Сейчас этот фестиваль, проводимый с 1994 года, является своеобразной визитной карточкой не только Луцка или Волыни, но и Украины в целом. Количество фестивалей в стране или регионе свидетельствует не только об интеллекте нации, но и о ее цивилизованности. Недаром во всем мире проводится столько этнофестивалей. Вот в Украине в будущем году все ожидают Евро-2012, а в Южной Корее готовятся к фольклориаде, которая состоится в октябре 2012 года. На нее приедут представители 70 стран мира.
На мой взгляд, инициатива фестивалей должна идти снизу, а финансовая и моральная поддержка — сверху, от власти. Хотя и общественная поддержка много значит. Волынь, к примеру, наконец, имеет фестиваль, который этим летом проводился уже в пятый раз и может также служить визитной карточкой края. Это фестиваль «Бандерштат», который организовывает общественная молодежная организация «Национальный Альянс». Примечательно, что этот фестиваль патриотический, с национальным духом. Фестивали нужны всякие и разные. И хотя в мире есть фестивали и сала, и галушки, и помидоров — разные казусы случаются — однако они тоже по-своему презентуют регион или даже страну.
Георгий МОКРИЦКИЙ, директор научно-краеведческого издательства «Волынь», председатель Житомирской областной организации Национального общества охраны памятников истории и культуры:
— Поскольку в названии Житомирской области четко звучит тема хлеба — «жито», то фестиваль, который может ее представлять, должен быть посвящен именно этой теме. Не отношу себя к числу эксклюзивных авторов этой идеи — мысль о возможности основания в городе такого праздника высказывала начальник управления по связям с общественностью Житомирского городского совета Ольга Билобровец и другие люди. Этот фестиваль не должен ограничиваться только хлебом, а должен касаться всего, что производится из зерна. То есть представлять на празднике хлеба нужно не только хлебобулочные изделия, но и кондитерскую продукцию, а также пиво или даже водку, которые у нас тоже выпускают. На мероприятии могут присутствовать все отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, и это будет для них большой рекламой. То есть в значительной степени облегчается вопрос финансового обеспечения. Организатором должна выступить мэрия Житомира. На фестивале обязательно будут действа, связанные с хлебопашескими традициями края, аутентичные обряды разных частей Житомирщины. Необходимо всячески использовать и материальную составляющую, и духовную.