Родители дошкольников, которым вот-вот идти в школу, могут расслабиться: 12-летняя форма обучения со всеми новшествами, которые теперь прописываются в законе об образовании, ориентировочно будет введена с 1 сентября 2018 года. Именно в это время Минобразования планирует взять первоклашек, которые будут добывать знания в другом формате. Каким будет этот формат? Условно говоря, в настоящее время «эскиз» готов, однако стоит подправить несколько деталей. За время обсуждения законопроекта об образовании, которое длится приблизительно год, Комитет ВР по вопросам образования и науки и Министерство образования и науки получило 500 предложений, и теперь готовы слушать экспертов и общество еще — пока не устранят все слабые места закона и найдут консенсуальные решения во всех дискуссиях.
ЗАКОН ДЛЯ 10 МИЛЛИОНОВ
А их теперь хватает, каждая когорта педагогов или экспертов отстаивает свою позицию и интересы, например, у специалистов внешкольного образования есть опасения, что через децентрализацию, когда всеми звеньями образования будут руководить объединенные громады, их заведения просто закроют, потому что не найдется на это средств. У учителей есть ряд претензий к тому, как они должны проходить сертификацию, потому что теперь акцентируется на том, что от этого будет зависеть их заработная плата (к примеру, в Израиле зарплата зависит от качества услуг, в частности... как дети написали контрольную работу министерства). А говоря о 12-летке, немногие понимают, что изменится в системе обучения, кроме ее продолжительности?
Поэтому на очередном обсуждении законопроекта (при участии педагогов и общественных активистов) в образовательном комитете решили отправить его на доработку. Глава Комитета ВР по вопросам образования и науки Лилия Гриневич отметила, что по Коалиционному соглашению, закон должен был быть принят до конца этого года, но спешка здесь неуместна, ведь нужно выписать каждую букву документа, по которому будут жить 10 миллионов человек. Аналогичная позиция и министра образования и науки Сергея Квита: обсуждать будем столько, сколько нужно, а закон должен отвечать потребностям настоящего и быть юридически сбалансированным.
«ШКОЛА ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА»
По мнению главы совета ГО «Точка роста: образование и наука» Светланы Вовк, «возвращение законопроекта вызвано не только тем, что многих не устраивает сам текст, это, скорее, стратегическое политическое поражение команды Квита, поскольку предложенная ими идеология и решение не отвечают запросам общества». А чего ждет общество от нового закона?
Иванна КОБЕРНИК, член общественного совета МОН: Новое содержание образования должно включать не только знания, когда зазубрил, сдал и забыл, а полученные компетенции и навыки, когда школа больше не является источником знаний, а является местом, где детей учат социальным отношениям и умению учиться. В законопроекте уже появились те слова, которые являются маячками чего-то нового, но нет гарантий, что они будут реализованы в специализированных законах
«Новое содержание образования должно включать не только знания, когда зазубрил, сдал и забыл, а приобретенные компетенции и навыки, когда школа больше не является источником знаний, а является местом, где детей учат социальным отношениям и умению учиться. В законопроекте уже появились те слова, которые являются маячками чего-то нового, но нет гарантий, что они будут реализованы в специализированных законах», — поддерживает мнение член общественного совета МОН Иванна Коберник. Директор Украинского гуманитарного лицея Галина Сазоненко добавляет, что школа должна воспитывать и развивать детей, потому советует увеличить продолжительность обучения в начальной школе с четырех до пяти лет.
РОДИТЕЛИ НАБЛЮДАЮТ И... ФИНАНСИРУЮТ?
В настоящее время МОН и профильный комитет парламента работают над законами о профессиональном образовании, поэтому эксперты советуют согласовывать сроки с настоящим документом и уже принятым законом о высшем образовании. По словам Иванны Коберник, для начала МОН должно было бы представить общую концепцию реформирования образовательной сферы, чтобы было понятно общее виденье: к чему мы идем.
Во время общественного обсуждения были замечания и к Академии педагогических наук, которая должна существовать на общественных началах, а не тратить кучу бюджетных средств на неподъемные для учеников программы; кое-кто советовал прописать более подробно финансирование образования: что будет идти из бюджета, а что — от местных громад; избавиться от избыточного управления и поработать над разделом об общественном наблюдении.
По законопроекту, в школе могут официально работать родительские комитеты, которые следят за сметой школы, за работой директора, а также привлекают дополнительные средства. Важно, чтобы последнее не превратилось в официальные поборы, а само наблюдение не стало очередной формой контроля над педагогами. Так доверия между родителями, учителями и чиновниками никогда не будет. Когда же обновленная версия закона об образовании попадет в стены парламента, пока ответа нет ни у кого.