Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В поисках театрального чар-зелья

2 февраля режиссер Дмитрий Черепюк отметит 50-летие
30 января, 2009 - 20:29
ДМИТРИЙ ЧЕРЕПЮК

Для мужчины это возраст зрелости и пора сверки ориентиров: когда можно оглянуться назад, оценить, что уже сделано, и видеть будущую перспективу. Режиссер — профессия, требующая эрудиции, знаний и опыта. Всем этим обладает Дмитрий Черепюк. Театр им. И. Франко стал для него домом с молодых лет. В творческую семью франковцев его приняли, еще когда он учился в театральной студии. Затем был период накопления профессиональных навыков в Черновицком и Ивано-Франковском театрах, а также в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого (курс Ростислава Коломийца), и стажировки у двух мэтров: Марка Захарова («Ленком») и Сергея Данченко (Театр им. И. Франко). Кстати, пьесу Григория Горина «Поминальная молитва», написанную по знаменитому роману Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», привез из Москвы в Киев именно Черепюк. Тогда Захаров поставил с Евгением Леоновым в главной роли спектакль «Поминальная молитва», и все критики и зрители восторгались спектаклем; а Сергей Данченко давно подумывал о спектакле на шолом-алейхемовский сюжет, но никак не мог найти драматурга, который смог бы сделать хорошую инсценизацию. Когда Дмитрий Черепюк дал прочесть Сергею Владимировичу горинскую пьесу, то Данченко загорелся энтузиазмом. Ее блестяще перевел на украинский язык Николай Зарудный, потрясающую сценографию создал Даниил Лидер. В киевской версии спектакль назвали «Тевье-Тевель». В его создании приняли участие лучшие актерские силы: Богдан Ступка, Виктор Цымбалист, Николай Заднипровский, Наталья Лотоцкая, Валентина Салтовская... Этот спектакль стал визитной карточкой франковцев, исполнителя главной роли — Богдана Ступку — внучка Шолом-Алейхема назвала «настоящим Тевелем-молочником». В декабре прошлого года в театре отметили юбилей — 19-летие легендарной постановки. В том, что спектакль не просто остается в репертуаре, а и не устаревает, продолжает будоражить сердца зрителей, — большая заслуга Богдана Сильвестровича, который каждый раз играет как в последний раз, буквально «на разрыв аорты»; и Дмитрия Черепюка, режиссерски поддерживающего постановку (вводятся новые актеры, ведь из того первого состава многих уже нет в живых).

Дмитрий Иванович считает себя учеником Данченко, и в том, что он стал крепким профессионалом, — сказывается школа Сергея Владимировича. Самостоятельно как режиссер Черепюк дебютировал в Театре им. И. Франко в 1993 году с очень интересным прочтением классики — «Лісової пісні» Леси Украинки, — ярко заявив о себе как неординарном постановщике. Следует заметить, что с каждой новой работой он оттачивает свое мастерство. Его постановки разнообразны по жанру: от высокой драмы до мюзикла. Актеры любят работать с Дмитрием Ивановичем, т.к. он умеет зажечь и увлечь творческим процессом, найти оригинальное сценическое решение произведения, подсказать каждому исполнителю, как найти «ключик» для раскрытия создаваемого им образа, а всем вместе — работать единой командой.

Если посмотреть на список уже созданных Черепюком спектаклей, то эти постановки можно разделить на две самые большие его симпатии — произведения украинской классики и музыкальные постановки. («Боярыня», «Любовь в стиле барокко», «Эх, мушкетеры, мушкетеры» и др.) Кстати, франковцы с улыбкой называют Дмитрия Ивановича «наш сказочник». Детские спектакли — тоже один из «коньков» режиссера. Уже несколько лет с неизменными аншлагами идут его «Бременские музыканты»; Черепюка, можно сказать, записали в штатные Деды Морозы (практически все новогодние сказки ставит именно он) — это и «Кот-чародей», и «Остров сокровищ» и «Новогодняя одиссея». А вне театра Дмитрий Иванович ставит так называемые правительственные акции (дни Украины во Франции, Италии, Германии, гала-концерты, посвященные Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, Ивану Франко и др.). В ближайших планах режиссера — постановка спектакля «В воскресенье рано зелье копала» по О. Кобылянской.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото Михаила МАРКИВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ