Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В сезон заготовки березового сока обогащаются волынские села

Могло бы обогатиться и государство, однако на всю Украину лишь на Волыни сохранили консервные цеха при гослесхозах
5 апреля, 2011 - 19:39
ФОТО УКРИНФОРМ

Первое, что бросается в глаза в лесном массиве вблизи села Бодячив, это по несколько трехлитровых стеклянных банок около каждой березки. В каждую из них еще медленно, каплями, стекает первый сок, такой прозрачный, что кажется бесплотным. Бодячивские женщины, во время заготовки сока одеты в белые халаты, признаются, что это определенный ритуал. Подходя к березке, с ней здороваются и просят данным Богом даром щедро поделиться с людьми. В сезон количество сока, которое каждая из них закручивает в банки для домашнего потребления, зимой можно измерять немаленькой бочкой. В пору березового сока крестьяне на целебной жидкости варят картофель, каши и даже пельмени (тогда кушанья очень вкусные), выпаивают им и домашний скот: коней, коров. Да мы собственными глазами видели, как здоровенный конь одной из крестьянок с аппетитом выпил три ведерка сока и всем своим видом показывал: «Хочу еще!»

Государственное предприятие «Киверцевский гослесхоз», к владениям которого и принадлежит массив поблизости Бодячива, лишь из этого лесного участка в сезон заготавливает до ста тонн сока. На десяти гектарах здесь растет две тысячи берез именно того, продуктивного для заготовки сока, возраста. Заботливый хозяин не будет точить сок из любого дерева. Березкам, около которых установлено несколько сотен стеклянных банок (а еще же есть и специальные 10-литровые мешки), уже около полувека. За десять лет эта территория будет предназначена для рубок главного пользования, и на месте березовой рощи должны расти сосенки и дубки. А каждая береза в свое наилучшее время отдает за сезон 200-литровую банку сока. Если уже в настоящее время на луцких рынках, стихийных базарах да и просто с обеих сторон волынских дорог за литр березового сока запрашивают, по меньшей мере, по 2 гривни, то можно легко посчитать как прибыль лесоводов, так и самовольных коммерсантов. Однако в отличие от последних, государственное предприятие платит все налоги, несет расходы на стеклянную тару (а в другую березовый сок лесоводы и не перерабатывают), платит людям за работу и тому подобное.

Татьяна Неводничек, инженер лесных культур Киверцевского гослесхоза, говорит, что они свою продукцию отпускают по 70 копеек за литр. И не имеют отбоя от клиентов. Каждый потребитель в эти весенние дни стремится приобрести как можно больше сока-сырца, потому что банально не доверяет продукции из магазинов. Парадокс: имея красивые леса и сок в березках, жители Волыни не могут приобрести родную волынскую продукцию в местной торговой сети. Его... не берут, а берут вроде бы «сок» из Днепропетровска или Запорожья (интересно, где там такие березовые рощи?) Практически весь заготовленный лесоводами березовый сок уже годами отправляется в соседнюю Польшу. Рассказывают, что там его переливают из наших неудобных трехлитровых банок в евробутылки и продают в аптеках. В магазинах же к каждой баночке прикреплена небольшая книжица о пользе березового сока, есть и другая яркая реклама. Вот так умеют рекламировать украинскую «живую воду», ведь в Польше подобным бизнесом-заготовкой не занимаются.

Да и консервные цеха, что когда-то с легкой руки «Волыньлеса», который первым в тогдашнем Советском Союзе начал перерабатывать дикорастущее сырье, в настоящее время действуют тоже лишь на Волыни. Даже в соседней Ровенщине их закрыли, а на Волыни сохранили шесть. Татьяна Неводничек говорит, что береза — очень ценная культура, ведь для оздоровления из нее потребляют почти все. От почек до коры. Самым полезным является именно сок-сырец, которого достаточно выпивать хотя бы стакан в день, чтобы оздоровить организм. В консервном цехе Киверцевского гослесхоза нам показали сам процесс переработки сырца в готовый витаминный напиток. Это был лишь первый день его работы, но здесь уже успели переработать первую 200-литровую бочку, доставленную из леса около Бодячива.

Стерилизатор Людмила Давыдюк говорит, что изюминкой их продукции является именно ее натуральность. Ведь сок перерабатывают по старинной технологии, без применения ароматизаторов, красителей. Сырец, сахар, лимонная кислота как консервант. Доставленный из леса сок перерабатывается в тот же день, даже если для этого нужно остаться после смены. Были годы, когда этот небольшой цех перерабатывал и по 600 тонн сырца!

Волынские лесоводы в своих перерабатывающих цехах могут изготовлять такое разнообразие соков, которые бы, получив надлежащий доступ на украинский рынок, были бы достойными конкурентами. К березовому соку добавляют и цвет липы, и сухофрукты, и груши-дички, яблочный и черничный соки, и даже крапиву (которая, как известно, очищает кровь). На предприятии «Журавка», которое работает в лесном крае Цумане, разработали технологию соков на основе натурального подсластителя — стевии.

Наталия МАЛИМОН, «День», Волынская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ