Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В тенях прошлого

Политическая непримиримость настоящего
17 октября, 2001 - 00:00

Каждая газетная публикация автоматически получает широкий круг читателей. Даже те, которые несут откровенный, или старательно скрытый общественный негативизм. По-видимому, типичным примером может служить и статья «Гендлярські манівці апологета ОУН — УПА» (И.Хмиль, «День» от 26 сентября 2001 года). Настоящие намерения автора — это дело его собственной совести, публичность высказывания предоставляет право каждому читателю на собственные замечания.

Сложно понять, в чем смысл этой публикации. Если г-ну Хмилю все еще бередит душу прошлое «сотрудничество» некоторых проводников ОУН — УПА со спецорганами фашистской Германии, то те, кто был в этом признан виновным по советским законам, «отсидел» свое сполна. Многих убили и без суда, кое-кто умер на чужбине и сам. Давно уже нет Германии-«врага», нет уже самой «страны Советов», против которой боевики ОУН — УПА вели вооруженную борьбу.

Изменились сами исторические обстоятельства, в которых коммунистическая партия вынуждена существовать вне своего исторического времени. Вынуждена держаться за свою политическую непримиримость, которая осталась чуть ли не единственным признаком принадлежности к тем временам, когда лозунг: «Кто не с нами — тот против нас» для большинства народа определял и само право на жизнь. Эти воспоминания и толкают г-на Хмиля в наше время на полное политическое неприятие как газетных оппонентов, так и вооруженных боевиков. И не имеет никакого значения миролюбие оппонентов и то, что символикой нашего самостоятельного государства является тризуб и желто-голубой флаг, под которыми те боевики вели свою смертельную борьбу.

Остается только констатировать отсутствие логичной упорядоченности «обличительных» фактов, и ясного видения автором причинно-следственных связей, которые должны объединить все это в единую логичную систему. Враги из прошлого, когда остаются в нем, остаются врагами навсегда. Это можно объяснить примитивизмом восприятия, когда желание следовать обычному, т.е. более понятному, диктует взгляд на действительность, который закономерно становится в противоречие с реальностью.

Современное цивилизованное общество живет в условиях, когда и жестокая конкуренция предстает связывающим принципом в человеческих взаимоотношениях, без непримиримости политического противостояния. В Испании установлен монумент-памятник всем погибшим в гражданской войне 1936 — 1939 гг. В Германии право на пенсию предоставлено офицерам вермахта (как и офицерам абвера, г-н Хмиль). В Испании еще каудильо Франко начал платить пенсии своим противникам в гражданской войне. По-видимому, именно учитывая подход к решению проблем социальных взаимоотношений, современная Германия живет в общем благосостоянии, да и Испанию трудно отнести к экономически отсталым странам.

А мы не желаем учиться даже на опыте собственной истории. Нас ничему не научили неудачи деятелей УНР в напрасных попытках построения государства, когда партийные интересы «социализации» были поставлены впереди интересов общенационального единения. В. Винниченко, искренний сторонник коммунистических взглядов, только за попытку их объединения, остался навсегда врагом советской власти. Его взгляды не получили должной поддержки и у народа Украины.

Способность к реалистичному взгляду невозможна без соответствующих условий. Именно восприятие реалий не должно быть обременено различными обманчивыми состояниями, когда за действительность воспринимаются собственные представления, как, например, химера построения счастливого общества на принципах всенародного «равенства». И уже не имеют никакого значения ни страшные последствия насильственной реализации этих «идей», ни дальнейшие «теоретические» исследования. Интенция (направленность сознания, мышления на какой-то определенный объект) восприятия, при господстве всеохватывающего желаемого, чаще всего искажается в сознании при нарушении непосредственно-чувственного ориентирования человека в окружающем мире. А когда возникают препятствия в достижении собственной призрачной цели, тогда и констатируется определенное психическое состояние с ощущением гнетущей тревоги, гнева — состояние фрустрации. Агрессивность следует рассматривать как закономерную реакцию, когда возникает желание отстранения от невоспринятой ситуации, снижается сложность поведения, тормозятся более тонкие и сложные структуры регуляции деятельности. Идет определенный процесс примитивизации. Кто-то должен ответить за развал Союза, за потерю партией своего господствующего положения, за вооруженную борьбу против нее!

Потребность кого-то отблагодарить хотя и существует на уровне подсознания, при наличии специфического мировоззрения, превращается в движущую силу довольно вредных для общества действий. Автор «обличительной» публикации напоминает именно такого человека, который под бременем своей политической принадлежности пытается поджечь избу соседа, пренебрегая направлением ветра. Поджечь избу соседа-оппонента приятно только в начале — потом оба становятся бедными погорельцами.

Я не призываю к запрещению продажи спичек членам коммунистической партии, но давно уже нам следует четко определиться с принципами построения общества социального согласия. В партийных лозунгах они выглядят только очередным «открытием» предвыборных методик. Жизнь должна объединять людей. В нашей истории очень мало таких примеров. Грустно, что только смерть способна была соединить в Бабьем яру и воинов-националистов Буковинского куреня и киевских подпольщиков советского разведчика Ивана Кудри.

С тех пор прошло шестьдесят лет, а мы все еще «разоблачаем» друг друга за прошлое.

А. ПРИЛУЦКИЙ, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ