Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Украине каждый может быть дискриминированным

В этом случае эксперты советуют уверенно отстаивать свои права, обращаться за помощью к юристам и общественных организаций
7 февраля, 2013 - 12:06

Две недели назад в Украине произошел прецедент: впервые человек с особыми потребностями — на инвалидной коляске — выиграл дело в суде против сети аптек. Дело непосредственно касалось дискриминации инвалидов. Житель Днепропетровска Дмитрий Жарий более двух лет отдал судебной тяжбе, так как владельцы аптеки по его просьбе не захотели установить пандус, как этого требуют архитектурно-строительные нормы. Самое главное, по мнению истца — то, что суд признал факт дискриминации.

К сожалению, случаи, когда суд становится на сторону инвалидов, малоимущих, вообще незащищенных граждан — одиночные. Как и такие, когда люди вообще отваживаются на поиск справедливости в суде (согласно последним данным, более 60% украинцев не доверяют судам).

КАЖДАЯ ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНА-ЧЛЕН ООН ПРИЗНАЛА: В УКРАИНЕ ИМЕЕТ МЕСТО ДИСКРИМИНАЦИЯ

В прошлом году Украина отчиталась во время Универсального периодического обзора в Женеве о состоянии соблюдения прав и свобод человека в стране. В ответ мы получили 145 рекомендаций от 57 стран-участниц ООН относительно улучшения ситуации с правами человека, в том числе 40 — относительно преодоления дискриминации.

Как раз перед этим отчетом, в начале октября, депутаты Верховной Рады Украины 240 голосами приняли Закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». Согласно ему, дискриминация — это решения, действия или бездеятельность, направленные на ограничение или привилегии относительно лица или группы лиц по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности (...), если они делают невозможным признание и реализацию на равных основаниях прав и свобод человека и гражданина.

Представители общественных организаций считают, что закон — далек от совершенства, и что он «создан поспешно для выполнения внешних обязательств». Также его раскритиковал Совет Европы — за то, что в нем не установлен порядок обжалования дискриминационных действий. «Если мы посмотрим на пояснительную записку к Закону «О противодействии дискриминации», то увидим, что данный закон был сделан для выполнения плана действий относительно либерализации визового режима с ЕС. То есть не для граждан Украины, не для того, чтобы обеспечить равенство, действенный механизм для защиты от дискриминации, а для того, чтобы выполнить этот план и показать Европейскому Союзу, что мы что-то делаем, — говорит сопредседатель Коалиции по противодействию дискриминации в Украине Ирина ФЕДОРОВИЧ. — Закон — весьма общий».

ЭТО НЕ ВОПРОС МЕНЬШИНСТВА, А ВОПРОС ВСЕХ

Не было закона о дискриминации в Украине — не было дискриминации. Как только появился закон — оказалось, что дискриминация есть везде. Расовая принадлежность, пол, возраст, состояние здоровья, социальное положение, род занятий, политические и религиозные убеждения, местожительство, принадлежность к определенной социальной группе — это небольшой перечень «причин», по которым в Украине человек может оказаться в статусе дискриминированного.

История Ирины Сергиенко — к сожалению, типичная для Украины. Нетипичным стало только то, что Ирина — юрист по образованию — не побоялась отстаивать свои права в суде. «Когда я вышла на работу из декретного отпуска (младшей дочери было 11 месяцев, и муж остался ухаживать за ней и нашей старшей дочерью), новое руководство предложило мне уволиться. Я сказала, что не могу этого себе позволить, так как нужно содержать семью. Тогда нашли другой способ — в десять раз снизили мне зарплату, до минимальной. У меня было два пути: либо увольняться, либо судиться, — рассказывает Ирина. — В течение двух лет мы прошли все три судебные инстанции, и недавно Верховный Суд признал, что у моих работодателей не было объективных причин уменьшать зарплату (возвращение разницы, невыплаченной в течение двух лет, и было требованием истицы). Если не было этих объективных причин, то, получается, причины были субъективные. И вот это — основное, что я хотела: чтобы суд признал наличие гендерной дискриминации. Сколько всего пришлось услышать в свой адрес! Говорили, что я — плохая мать, потому что оставила детей на мужа. При этом предвзятыми являются сами судьи-женщины. Так, судья Апелляционного суда сказала — и это есть в аудиозаписи, — что с двумя детьми женщина должна сидеть дома и получать государственную помощь, а не работать. Я считаю, что моя история — социально значима. Главное — создать позитивный прецедент в стране, чтобы женщины увидели, что можно и нужно защищать свои права. Чтобы через 20 лет наши дочери спокойно дискриминацию называли дискриминацией, уверенно защищали свои права... Женщин очень много, общественные организации не могут всем помочь, а услуги юристов дорогие. Поэтому я думаю, нужно акцент делать на образовательном моменте. Со школьной скамьи дети должны знать свои права и не бояться их защищать».

Сегодня Ирина помогает женщинам, попавшим в подобную ситуацию, и считает: главное — побольше таких практик в отстаивании интересов матерей. Она отмечает, что большинство из женщин не готовы отстаивать свои права и, как правило, склоняются к компромиссам (чтобы работодатель выплатил определенную сумму им, и они увольняются). Но и компромисс, считает Ирина, должен быть достойным.

ЖЕНЩИНЫ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ В РАЗМЕРЕ 70—80% ЗАРПЛАТЫ МУЖЧИН

«Проблема гендерной дискриминации на слуху в государстве, и вроде бы есть законы, но мы не имеем механизма защиты от дискриминации, у нас предвзятое отношение органов государственной власти, судебной власти. Да и сама женщина, понимая, что подверглась дискриминации, часто отчаивается и боится защищать свои права. Особенно это касается женщин с маленькими детьми, беременных женщин или тех, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, — объясняет юрист Международного женского центра «Ла-Страда» Марина ЛЕГЕНЬКАЯ. — Есть очень много обращений в центр, на «горячую» линию. Женщины действительно подвергаются дискриминации. Например, в общей трудовой сфере они получают зарплату в размере 70—80% зарплаты мужчин на такой же должности. Женщины при этом работают в социально важных профессиях, но имеют чрезвычайно низкую зарплату — это учителя, воспитатели...».

По словам юристов и женщин, которые почувствовали дискриминацию, единственный выход — «лупати сю скалу», как писал Иван Франко: уверенно отстаивать свои права, искать юристов, обращаться за помощью в общественные организации.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ