Юлия СЕРЕДА, кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела мониторинговых исследований социально-экономических трансформаций Института экономики и прогнозирования НАНУ, в своем конкурсном эссе очертила новые вызовы, которые ожидают исследователей социальной реальности. Своими мыслями относительно этих вызовов, а также относительно ситуации в образовании и в целом в стране Юлия поделилась с «Днем».
— В своем эссе вы пишете, что человек с высоким уровнем образования не всегда имеет более высокий уровень дохода, по сравнению с менее образованным, даже если речь идет о развитых странах, отсутствии кризиса и хорошей работе социальных лифтов.
— Образование может повышать доход, но это не основной фактор, особенно в постсоветских странах. Роль образования в формировании доходов выше в экономически развитых странах, странах с меньшей поляризацией по доходам, а также странах с меньшей долей лиц с высшим образованием. Например, в западных европейских странах в среднем значительно меньше людей с высшим образованием, чем у нас. Нивелирование фактора образования — это вопрос качества этого образования, а также чрезмерного количества специалистов. Как раз поэтому образование не всегда становится социальным лифтом. В западноевропейских странах каждое повышение по образовательной «лестнице», начиная со среднего образования, значительно увеличивает доход, у нас же эта разница является очень маленькой.
— Достаточно часто можно встретить кассиров в банке, которые имеют диплом магистра...
— Это связано с тем, что образование доступно, есть много бесплатного, дешевого образования, особенно для иностранцев. Диплом европейского образца — это, конечно, другой уровень. В Украине мне приходилось встречать студентов-иностранцев, которые, доучившись до государственных экзаменов, даже не знали языка, на котором они вроде бы учились четыре года...
— Учитывая ряд реформ, проведенных в последнее время, как бы вы охарактеризовали преобладающие настроения в обществе относительно нового законодательства?
— Реформы всегда негативно воспринимаются, потому что результата сразу быть не может. И это нормальное явление. Сегодня усилия государства должны сосредотачиваться на повышении доверия к социально-экономическим действиям власти. Если брать институт образования, то, на мой взгляд, самое лучшее, что происходит сегодня, — это повышение академической мобильности. Сейчас студенты при получении той или иной степени могут учиться в других странах, они становятся, так сказать, интернациональными. Однако существует и проблема: верифицировать диплом иностранного образца в Украине значительно сложнее, чем украинский, например, в Европе. И это может ставать фактором, который мотивирует наших специалистов оставаться за рубежом. К тому же не все иностранные специальности есть в украинском классификаторе профессий.
— Сейчас можно констатировать в целом потерю доверия общества к власти. Как изменить ситуацию?
— Системное информирование населения и прозрачность действий власти — это лучший способ повышения доверия. Сегодня Украину очень часто сравнивают с Грузией. В частности, Грузия за короткий период времени смогла существенно снизить уровень коррупции. Прежде всего, за счет жесткого контроля и изменения отношения к коррупции, а это требует усилий как со стороны власти, так и со стороны общества.
— Социолог — это также синоптик общественной погоды. Каков ваш прогноз на следующие пять лет?
— В ближайшие пять лет не будет кардинальной смены политических элит, новые личности к власти не придут. Курс Европа-Россия останется неизменным. А экономическая ситуация может стремительно ухудшиться уже осенью, после проведения Евро-2012 и выборов. До этих событий власть будет пытаться сдерживать все негативы, но это будет удаваться лишь до определенного момента. Дальше — нас может ожидать еще одна волна кризиса. Впрочем, предыдущие волны кризиса уже подготовили общество и, как свидетельствуют исследования, предыдущий опыт, который получило население, может оптимизировать негативные процессы.