В Украине 18 тысяч работников таможенной службы. На Закарпатье приходится 1200 таможенников. В области, на границах с тремя странами- соседями — Венгрией, Словакией и Румынией — действуют 18 пунктов пропуска. В будущем его планируют открыть и с Польшей. В нынешнем году 60-летие со дня основания отмечает Чопская таможня, которая в результате реконструкции, проведенной за выделенные ЕС три миллиона евро, доведена до наиболее современных стандартов. 30 лет назад создали Ужгородскую таможню, которая обслуживает все три таможенных поста на украинско-словацкой границе. Конечно, только четкое взаимодействие между таможенниками Украины и Словакии может ускорить пересечение границы.
На днях в Ужгород пожаловали таможенники поста «Вешне Немецке» и провели футбольный матч с работниками поста «Ужгород». Ужгородцы победили — 2:1. В неформальных беседах после игры согласились: часто ситуации, возникающие между двумя смежными пунктами пропуска, напоминают перепасовывание мяча. Допустим, украинская сторона утверждает, что коллеги искусственно сдерживают движение и за час принимают от 5 до 10 легковых автомобилей.
Наилучшие арбитры в этом споре, безусловно, сами водители легковушек. Мнение жительницы Ужгорода Натальи Козак: «В последнее время можно и 12 часов простоять, и 24. В связи с чем? Словаков идет море, словаки не успевают оформить ни машины, ни пешеходов. Ввели им безвизовый режим, они ходят по 5-6 раз в день, вперед-назад пешком, а мы здесь стоим».
Своеобразно используют введенный Украиной для жителей стран-членов ЕС безвизовый режим обитатели расположенных рядом с границей словацких сел. Чтобы не мучиться в автомобильных очередях, идут в Украину пешком. Приобретая сразу за пограничным шлагбаумом товар, возвращаются домой. За сутки таких пешеходов набирается до 500. Их обслуживают в первую очередь, но количество контролирующего персонала на обеих сторонах границы не увеличилось. К тому же у наших таможенников постоянно «зависают» устаревшие компьютеры, и данные приходится записывать ручкой в журналы. Кстати, на украинско-венгерском КПП «Чоп-Загонь» со стороны Венгрии запрещено пересекать границу пешком, а только на автомобилях или мотоциклах.
На украинской стороне все из длиннющей очереди направляются к так называемым зеленым коридором, а следовательно, проверка здесь — выборочная. Оказывается, контрабандно сигареты и водку везут редко, потому что, обнаружив, могут на несколько лет запретить въезд в Словакию. Наиболее выгодным товаром является горючее в баках. Слив его в Словакии или Венгрии, зарабатывают хорошие деньги.
На посту «Ужгород», как и положено, с мая внедрили так называемый Единый офис. Таможенники взяли на себя функции некоторых других служб. Александр Рего, исполняющий обязанности начальника отдела поста, считает, что после нововведения ускорение составило 10—12%. Добавили бы техники и людей, как обещали — вообще бы проблем не было. Перевозчики же хотят видеть большие изменения. Они утверждают, что очень мешают давно отмененные Европой всякие ППшки — предуведомление из внутренних таможен, которые почему-то работают только до 17.00. Поэтому нередко десятки часов, даже по несколько суток приходится торчать на пропускном пункте.
Словаки провели реконструкцию пограничной инфраструктуры пункта «Вешне Немецке», сейчас, получив еще полтора миллиона евро, приступают к второй очереди. В Украине пытаются не отставать. По данным начальника отдела Ужгородской таможни Валерия Борисова, представители Еврокомиссии весьма активно работают над реализацией проекта по реконструкции контрольно-пропускного пункта «Ужгород». Работы могут начаться уже в конце этого года, на что ЕС выделяет на первом этапе 3 миллиона евро, а в дальнейшем — 7,6 млн. евро.