На дереве сидели шесть воробьев. Человек, выстрелив, попал в двух из них. Сколько воробьев осталось на дереве? Догадайтесь, какой ответ на такую задачу написал один из учеников? В воробьев стрелять нельзя.
Эта задача — возможно, не слишком яркий пример дискриминации, но задач подобного содержания, которые пропагандируют жестокое отношение к животным, тогда как в мире пытаются продвигать принципы гуманности, однозначно не должно быть в украинских учебниках. Сколько такого некачественного контента в школьных книгах, теперь выясняет специальная рабочая группа по вопросам политики гендерного равенства и противодействия дискриминации в сфере образования. В нее входят кандидаты и доктора наук, которые представляют разные заведения высшего образования, в частности педагогические, общественные организации Украины, а также сотрудники Министерства образования и науки.
Такая рабочая группа появилась после выхода Закона «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». Специалисты уже нашли в учебниках ряд ошибок. Например, математические задачи с признаками гендерной дискриминации. В них мальчики изображаются сильными, занимаются активными видами труда, собирают урожай, изготовляют детали, а девочки — занимаются хозяйством. Классический стереотип о распределении обязанностей между мужчиной и женщиной, что часто не отвечает действительности.
Или обнаруженные в учебниках иллюстрации, где люди пожилого возраста изображены исключительно в пассивных позах, например, в кресле с теплым одеялом. Такой посыл, что старшие люди обязательно нуждаются в помощи, самостоятельно ни на что не способны. Правительственная уполномоченная по вопросам гендерной политики Екатерина ЛЕВЧЕНКО говорит, что это пример эйджизма, дискриминации по возрасту.
«Недавно читала заметку сотрудницы центра «Ла Страда-Украина» Ольги Калашник о том, что ее младшая дочь взяла на урок английского языка словарь старшего ребенка, но сменила обложку. Учительница отругала ее, мол, родители не могут купить тебе новую тетрадь? Это пример дискриминации по имущественному признаку», — рассказывает Екатерина Левченко, акцентируя, что признаки дискриминации могут присутствовать не только в учебниках, а в любом элементе школьной жизни.
«Что касается учебников, к счастью, дискриминационные проявления у них немассовые, но работать есть над чем. Речь не только о дискриминации по признаку пола, но и по признаку возраста, происхождения, религиозной принадлежности, местожительства, то есть принципов для дискриминации может быть много, — продолжает правительственная уполномоченная. — Как только рабочая группа, в которую я тоже вхожу, обнаруживает такой контент, сразу готовит рекомендации, как это изменить, потому что встречались в книгах «негры», «жиды» и «цыгане». Замечания учтут, когда за государственные средства учебник будет печататься заново».
Не обязательно ждать, когда появится новый учебник без ошибок, учителя могут на уроке объяснить детям, что не так с рисунком или задачей. Чтобы педагогам было легче с этим справиться, рабочая группа оформляет результаты экспертизы в виде развернутого экспертного вывода, который можно найти на сайте Института модернизации содержания образования. Также издано пособие, как проводить антидискриминационную экспертизу электронных версий проектов учебников, поданных на конкурсный отбор проектов учебников для первого, пятого и десятого классов.
Кстати, такая проблема не является сугубо украинской бедой. На сайте «BBC Украина» опубликован материал, где анализируется гендерная составляющая учебников разных стран. Так, из хрестоматии начальных классов в Гаити ученики узнают, что мамы занимаются детьми и готовят еду, а папы работают в офисе. В пакистанском иллюстрированном учебнике все авторитетные политики — исключительно мужчины. В одном из разделов итальянского учебника есть словарь разных профессий, где подобрано десять вариантов для мужчин, от стоматолога до пожарника, и ни одного — для женщин. В прошлом году ЮНЕСКО даже подготовило предупреждение относительно того, что засилие сексизма в учебниках негативно влияет на образование девочек и формирует неправильные гендерные установки.
«Появление такой экспертизы в Украине очень важно, — добавляет Екатерина Левченко. — Недавно мы вместе с заместителем министра образования и науки Романом Гребой отвечали на звонки на национальную детскую горячую линию на этот счет (обратиться туда можно, набрав 116 111 с мобильного или 0 800 500 225, с 12.00 до 16.00 в будни. — Авт.). Нам рассказывали, что дискриминационные вещи нашли даже в музыкальном учебнике начальной школы. Это не значит, что прямо сейчас этот учебник будут изымать, прежде всего он должен пройти антидискриминационную экспертизу. В целом на горячую линию звонили учителя, родители, которые спрашивали, что это, как приобщиться, то есть мы не получили ни одного негативного вопроса. Было больше взволнованности, поскольку еще недостает объяснений по этому поводу».