На бескрайнем пространстве «белого молчания» девять месяцев царит зима, черные дни сменяют белые ночи, а дикие олени дружат с людьми. В июне Воркута зацветает, красуется раскрашенными домами, одуванчик заполнил все опушки, по улицам маленькие мальчики- торговцы разносят газеты и кричат: «МК Воркута» — это местная новизна!». Люди угощают хлебом голубей — это редкие гости — они добираются сюда, как и люди, только на поезде (на крыше). Также можно увидеть, как на нартах (санях), даже по траве, проезжают ненцы-оленеводы...
ВОРКУТА — МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРОД
Ныне город Воркута занимает 6% республики Коми, по площади она как Словения или Македония. Это — многонациональный город, здесь живут русские, украинцы, коми, белорусы, молдаване, грузины и другие. Но украинская диаспора в Республике Коми самая большая.
Представители интеллигенции — это высокообразованные, талантливые люди, у которых можно многому научиться. Все они — кто чем — наполняют духовную жизнь угольной Воркуты. Сейчас этот город довольно бойко развивается. В нем можно увидеть необычные городские бульвары, удивительные театры, помпезный дворец культуры шахтеров, многолюдные площади, прекрасные архитектурные ансамбли, разнообразные памятные знаки, доски почета и огромный фонтан. Зимой особым украшением города являются ледовые замки, построенные талантливыми архитекторами.
В городе есть прекрасный выставочный зал. Его работница Елена Морозова рассказала, что этот летний сезон представлен талантливыми живописными и фотороботами воркутинских детей (кое-кто из них поехал на выставку в США). Также госпожа Морозова показала мне город, рассказав его нехитрую историю. Так, в начале ХХ века у реки Воркута, которая протекает близ предгорьев полярного Урала — границы между Европой и Азией — нашли высококачественный каменный уголь, который был очень хорош для коксования. Тогда для индустриализации социалистическому государству были нужны нефть, уголь, руда. Поэтому в 1930-е годы советская власть руками политзаключенных осваивала труднодоступные места Сибири и строила новую экономическую базу. Так и возник город- концлагерь — один из символов сталинской эпохи.
УКРАИНЦЫ В ВОРКУТЕ
Здесь я познакомилась с прекрасным человеком из Украины, экономистом Евдокией Лисовой. Наше знакомство началось с ее приветствия: «Добрий день, як вам наше місто?» Я была безгранично рада услышать родной язык. Пани Евдокия — из Полтавы, она давно живет в Воркуте и переживает за происходящее ныне в Украине. Женщина интересуется всеми событиями, которые происходят во всех регионах Украины, читает различную украинскую литературу, дискутирует по поводу больного национального вопроса в обществе «Украина».
— На Рождество и Старый Новый Год мы ходим друг к другу в гости с колядками, Вифлиемской звездой, щедруем, это так радует душу и греет сердце, — рассказала Евдокия Лисовая.
В Воркуте действует национальный культурный центр «Українська хата» — это настоящее украинское село, где все сделано человеческими руками: хата, плетень, подсолнухи, национальная одежда. Кроме этого, здесь собраны литературные произведения украинских писателей. Также в городе активно действует общественная организация «Украина». Официально она была создана в 2003 году и ныне проводит литературные вечера, посвященные Тарасу Шевченко, Лесе Украинке, и еще массу интересных и творческих мероприятий, которые возрождают украинские традиции и культуру.
Впервые в России в Воркуте украинцами был проведен фестиваль «Червона рута». Также в 2003 году был создан украинский хор «Північне сяйво», который с успехом участвует в Международных празднованиях литературы и искусства «Пісенні джерела» и фестивале «Український спів у світі». Они часто ездят выступать за границу. Когда поют молитву за Украину, ее слушают стоя, а на концертах в зале всегда полный аншлаг. С 1988 года в школах Воркуты ведется факультатив по изучению украинского языка.
СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ БЫ ВОРКУТА, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ?
Прошлое этого города чем-то напоминает Армагеддон — сломанные жизни людей, разбитые семьи, замерзшие дети, выброшенные в зимнюю тундру с поезда, истязание заключенных голодом, кости умерших в земле, увечья, колючие слезы с кровью и это еще далеко не все... Кто вытерпел, а кто уже умер, так и не увидев ни родного дома, ни родителей — сталинская диктатура умело расправилась со всеми «неугодными»...
Мне удалось пообщаться с местным поэтом, врачом скорой помощи и автором книги «Вірші українських поетів — політичних в’язнів воркутинських лагерів» Мариком Каганцовым. Он — сын репрессированных из Крыма. В его русских переводах оживает поэзия неизвестных поэтов из Украины Владимира Косовского, Евгения Череднишенко, Ивана Паламарчука, Василия Петрива. Эти стихотворения рвут душу и долго «не отпускают» читателя.
Также в этом своеобразном городе есть прекрасные церкви. Настоятелем храма Благоверного князя Игоря является Петр Депутат — выходец из Тернопольщины.
— Мой отец был репрессирован за участие в ОУН—УПА, — рассказал мне Петр Депутат. — Я родился уже в Воркуте, но когда передо мной встал вопрос выбора профессии — решил, как и дед, стать священником. Для этого поехал во Львов и там закончил Львовскую духовную семинарию. Здесь служу Богу уже десять лет. Первых шесть я проводил богослужения в реконструируемой под церковь лагерной комендатуре — там даже камеры остались. Теперь — в новом храме. Жители Воркуты любят ходить в церковь, большинство приходит по внутренней необходимости.
... Вот такая она, сибирская даль: глянешь — аж мороз по телу пройдет. Ничего не родит, все привозное, есть только уголь. Но люди живут и даже не жалуются на судьбу. Говорят: привыкли, но умирать поедем на Родину.