Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Валерий ЕВДОКИМОВ: «Мы не играем в политику, но Высший совет юстиции не обособлен от государственной политики»

8 октября, 1998 - 00:00

Не успел Закон «О Высшем совете юстиции Украины» вступить в силу, как выяснилось, что он не соответствует действующему законодательству вплоть до Основного Закона включительно.

«Что это — небрежность или непрофессионализм юристов «при власти»?», — спросила у председателя ВСЮ, председателя Союза юристов Украины, президента Мирового конгресса украинских юристов Валерия ЕВДОКИМОВА корреспондент «Дня» Оксана ПАНЧЕНКО.

— Для меня этот вопрос тоже болезненный, ибо я сам в то время был народным депутатом. Безусловно, закон не совершенен. Но вспомните, в каких условиях он принимался. Президентом Украины было наложено вето, и парламент рассмотрел около 30 поправок главы государства. Леонид Кучма подписал следующий вариант закона, ибо уже истекал срок Верховной Рады. С другой стороны, Высший совет юстиции для Украины — совсем новый орган. То, что некоторые статьи закона нужно менять в соответствии с Конституцией, мы поняли в первые дни работы. Вот что значит правильно трактовать закон и внимательно относиться к терминологии. Скажем, вопрос назначения судей на первый срок. В Конституции изложено: Верховная Рада «избирает» судей бессрочно, а Президент «назначает» на первый срок. Поэтому и возникла коллизия: когда речь идет о назначении, то говорят, что это дело ВСЮУ, а когда об избрании, то уже совет не имеет к этому отношения. Получается, что Высший совет юстиции не может вносить предоставления на судей, избираемых Верховной Радой. Хотя, по Конституции, мы ответственны за формирование всего судейского корпуса. Есть и другие терминологические несоответствия. Поэтому сейчас мы обратились к народным депутатам с просьбой как можно быстрее внести изменения в Закон «О Высшем совете юстиции Украины» и в Законы «О статусе судей», «О судопроизводстве», «О прокуратуре» и другие, в которых деятельность совета не предусмотрена.

— Решением пленума Верховный суд Украины постановил обратиться в Конституционный Суд с просьбой установить, соответствуют ли Конституции некоторые положения закона. Как вы оцениваете предоставленные вам законом полномочия?

— Сегодня одна из важнейших проблем — право Высшего совета юстиции потребовать любое дело, находящееся в судопроизводстве. Я также не могу согласиться с вмешательством в судебный процесс, что в конечном итоге предусмотрено только нашим законом. Это не только неуместная, но и противозаконная норма. Хотя большинство жалоб, поступающих в ВСЮУ, касаются судебных решений по делам, находящимся в судопроизводстве. Другое дело, когда подтверждаются факты, что дела слушаются по 2-3 года из-за волокиты, а подозреваемые в это время находятся в местах лишения свободы. В этом случае Высший совет юстиции не может не вмешаться. Как это и предусмотрено законом, член совета может сделать конкретную проверку.

Вокруг создания ВСЮУ продолжается немало споров. Наибольшую обеспокоенность у судей вызывает мнение о том, что Высший совет юстиции только будет мешать деятельности судебной системы. Но ведь главной целью этого органа не является лишение судьи его должности. ВСЮУ создан для налаживания порядка в судебной системе, помощи в ее реформировании. Но когда судья «не дружит с законом», то его деятельность станет предметом деятельности совета.

— Насколько совет застрахован от ошибок, ведь это еще один орган, решения которого не подлежат обжалованию?

— Высший совет юстиции — независимый. Председатель совета неподотчетен ни одной ветви власти. Членами ВСЮУ по должностям являются Генеральный прокурор Украины и Председатель Верховного суда, а также делегированные адвокаты, прокуроры, судьи, народные депутаты и ученые. Это коллегиальный орган, принимающий совместное решение, поэтому любое влияние на этот орган практически исключено.

Мы не играем в политику, но Высший совет юстиции не обособлен от государственной политики. Наше задание в том, чтобы судебная система стала важнейшим институтом демократического государства для защиты прав человека.

— Не считаете ли вы, что несоответствие законам Украины, противоречивость создания нового органа приведет к тому, что ваши решения будут признаны нелегитимными до решения Конституционного Суда или принятия поправок к закону, а работа ВСЮУ будет просто блокирована?

— Нет. Высший совет юстиции будет выполнять только соответствующие Конституции и другим законам нормы закона.

Мы говорим, что юрист — как врач, только в руках у него вместо инструментов законы. Наше задание — сделать так, чтобы они действовали на пользу человека.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ