Свою мечту Надежда вынашивала давно. В десять лет от роду, оказавшись по воле случая в детском доме, она поклялась, пускай через года, взять на воспитание детишек. Хотя бы нескольким, но подарить тепло, стать матерью. А то, что муж её, Юрий Ярош, оказался добрым и сердечным человеком, и был совсем не против подобной затеи, можно назвать счастливым стечением обстоятельств.
И вот уже своих двоих они воспитали, вот уже и на ноги крепко встали, и казалось бы нет ничего такого, чтоб стало преградой Надиной мечте... Но совсем не простое это дело — взять у нас в стране на воспитание детишек.
— Как-то в сердцах даже сказала Юрию, — признается Надежда, — что мне кажется, что каждый камешек перед городской Ратушей со мной разговаривает, так находилась я по этой мощеной площади, собирая документы — разные управления, инспекции, департаменты...Кабинет за кабинетом преодолевали, как оборонительный вал. И наконец-то добились, приняли в свою семью восемь детей. Если посчитать, что в обед за стол теперь у нас садится 12-13 человек (потому что частенько мама моя приезжает помочь нам), то можно понять, что кастрюлю меньше, чем на восемь литров, мы вообще на плиту не ставим.
ВСЕМ МИРОМ
…Если бы не встреча два года назад с руководителями Международной благотворительной организации «Надежда и жилье для детей», претворить в жизнь мечту Надежды Ярош было бы еще сложнее. Хотя нужно сказать, что когда колесо закрутилось, очень много неравнодушных людей способствовали открытию нового детского дома семейного типа. В Дублянах, что неподалеку от Львова, был куплен за 300 тысяч гривен дом: по сути, лишь возведенная из кирпича трехэтажная коробка. В неё нужно было еще немало средств вложить, чтобы тепло и уютно стало в третьем по счету за нынешний год созданном на Львовщине детском доме семейного типа.
Конечно, был Указ Президента от 11 июля 2005 года «О первоочередных мероприятиях по защите прав детей», было и соответствующее поручение Президента Украины, но то, чтоб действительно до мелочей продумать организацию жизненного пространства для сирот, теперь уже бывших сирот, к этому ведь не обяжешь… Нужно было собрать спонсорские — 200 тысяч дал «Нефтегаз Украины», еще 100 тысяч собрали в Жовковском районе, на территории которого стоит дом, обходя организацию за организацией. Теперь десять комнат, просторная кухня, гостиная — все есть для того, чтобы большая семья зажила счастливо. Хотя, конечно, обставлено все очень-очень скромно, только самое необходимое.
— Думаю, мы эти трудности преодолеем, и обставимся побогаче, — рассказывает Надежда Ярош, — а пока все деньги идут только на питание. У ребятишек какой-то синдром голодания, хотя в детдомах они питались нормально, но все-таки боятся, что пищи на всех не хватит. Прячут по углам, под подушкой печенье. Вареники в карманах находим. Они никак не могут поверить, что жизнь у них теперь будет стабильно сытная и защищенная во всех смыслах. Один только «отогрелся», а семь, как утверждают психологи, еще по дороге к осознанию того, что семья у них наконец-то есть и мы все за них в ответе.
ГОТОВНОСТЬ ЛЮБИТЬ
В семье Ярош свои сыновья родителям — большое подспорье. Старший Богдан — студент Львовского государственного аграрного университета. Василий заканчивает школу, идет на золотую медаль и мечтает стать экономистом, как мама. Хоть свободное время у юношей ограничено, они всегда успевают поиграть с малышами. Те виснут на них, как на деревьях, что-то щебечут. Я смотрела на эту весьма приятную глазу картину и думала: это ж надо так суметь воспитать сыновей, чтоб никакой обремененности, раздраженности не возникало, когда по сути чужие малыши тебя тормошат со всех сторон. Спокойствие и понимание сквозило из глаз красивых и мудрых парней. Конечно, никакая девушка не побоится за таких «золотых» молодых людей выйти замуж. Заранее известно, что и свои дети будут с ними счастливы, а жены — уж, как за каменной стеной!
Еще только родители поехали в Киев на учебу — слушать курс лекций по детской психологии и педагогике, а сыновья им звонили: вы уже везете детей? Ребята с нетерпением ждали малышей и если не любили, то готовы были их полюбить. К слову, детей на выбор Ярошам не давали. Все малыши из числа тех, чьи родители лишены родительских прав, то есть в своей коротенькой жизни дети уже успели кое-что познать, и не самое крепкое здоровье получили в наследство от проблемных родителей... Двое девочек с косоглазием, у одной не лады с сердечком, то есть еще предстоит решить несколько проблем медицинского плана. (Но, дай Бог, чтоб еще что не вылезло!) Благо, управление охраны здоровья Львовской области издало приказ и семье выдали специальный сертификат на бесплатное и круглосуточное медицинское обслуживание в медучреждениях области. Такое новшество станет теперь в области практикой, применяемой к семьям, создающим детские дома. Как говорили выступающие во время торжественного открытия семейного детского дома, — в Украине наступает новая эра, господство новой методологии охраны детей.
ГРЯДЕТ РОДИТЕЛЬСКИЙ БУМ?
Кто-то может сказать: дело понятное, в Украине 2006-й год провозглашен Годом защиты прав ребенка, и определенный набор мероприятий необх одимо осуществить. А время пройдет и наступить другой год и другие ориентиры. И случится так, что, пообещав защиту в этом году, ее уже не дадут в следующем. Но все-таки хочется верить, что наше общество после долгой зимы бессердечия, когда столько беспризорников оказалось на улицах и столько сирот при живых и неживых родителях живут в детдомах, наконец-то уразумеет, на что и сколько нужно тратить денег. А выделяя достаточные средства на воспитание детей и воздавая если не почести, то дань уважения людям, решившимся на такой подвиг, государство поможет сделать это благодарным и престижным трудом. Теплится все-таки на это надежда, потому что вот еще четыре семьи изъявили желание взять на воспитание детей — их надежды нельзя не оправдать, и работа над созданием новых детдомов семейного типа продолжается. Задание Львовщина поставила себе такое — поначалу, чтобы каждый район имел хотя бы один, а потом и больше детских домов семейного типа.
Конечно, трудно и непросто оформить все необходимые документы, но семьи, желающие усыновить детей, должны проходить в некотором смысле испытание. Чиновники, решающие участь детишек, лишенных родителей, должны быть уверены, что в плохие руки малыши не попадают. Вот только вызывает смущение, что в значительной мере импульс для создание таких семей (домов) для сирот дает благотворительный Фонд «Надежда и жилье для детей», созданный в 1994-м году, главный офис которого находится в Великобритании. (Значит, и тут — заграница нам поможет?..) На протяжении восьми лет при непосредственном участии организации в разных регионах Украины создано 65 таких домов, где воспитывается 600 детей. Фонд старается постоянно опекать их, наблюдает за соблюдением прав детей, проводит обучение родителей-воспитателей. А еще ведет деятельность, упреждающую отказ матерей от детей (созданы Херсонский городской и Киевский областной Центр матери и ребенка), разрабатывает направление по деинституализации детей в Украине, то есть старается, чтоб детьми все-таки занимались определенные институции и, по возможности, бесплатно. Спасибо им большое за это. Но интересно еще одни данные привести: на июль месяц этого года иностранцы официально усыновили 15 тысяч украинских детей и еще 1200 ждут возможности усыновления. Причем, нужно подчеркнуть, что на воспитание за кордон попадают, как правило, дети, которых не захотели усыновить в Украине. Только в прошлом году иностранцами усыновлено 2110 детей, тогда как украинские семьи усыновили всего 1419 детей. Хм! Какая- то «неправильная» статистика!? Или «неправильное» отношение к детям? Ведь гаагская конференция о защите детей и сотрудничество по вопросам межгосударственного усыновления закрепляет приоритет национального усыновления. Неужели у нас вовсе перевелись люди, желающие усыновить сироту? Ведь прежде о селе говорили очень неуважительно, если какой-то ребенок скитался без родителей, кто- то да и посчитал своим долгом взять его к себе на воспитание. А теперь о таком случае мы, журналисты, трубим изо всех сил. Впрочем, правильно делаем, каждый человек, приютивший сироту, должен знать, что он почитаем и тогда, быть может, со временем вызреет в обществе практика не оставлять сирот на улицах и даже не подкидывать их государству.
ВЛАСТЬ И СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО
На Львовщине теперь открывать детский дом семейного типа приезжает губернатор Петр Олийнык, подавая таким образом пример особого внимания к теме. К Ярошам вместе с ним приехало очень много гостей, привезли немало подарков. Союз таксистов и «Казацкое войско Украины» передали в бесплатное и бессрочное пользование даже ВАЗ-21. Кто-то привез кухонный комбайн, кто-то — телефон... Счастливые дети запихивали в рот мандарины и бананы и приговаривали: «Ах! Как я люблю все это!» Никто не вспоминал (а может, и не надо), что когда дом еще «доводился до ума», а дети уже жили во львовской квартире Ярошей, случилось такое сложное время — сильно задержали с «детскими деньгами». Тогда Надежда и Юрий были просто в панике. Они звонили по инстанциям: «Поймите, если бы только свои дети были, мы бы их чем-нибудь накормили и они бы не обиделись. А если мы приемных кормить будем хуже, чем в интернате, то какие же мы для них родители будем и как им это все объясним!?»
Согласно существующему законодательству, постановлению Кабмина от 12 июля 2006 года о проведении эксперимента с назначением и выплатой государственной социальной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, находящимся под опекой или в соответстующих учреждениях, попечители и опекуны ежемесячно получают 35% предусмотренной для каждого ребенка суммы — не меньше двух необлагаемых налогами прожиточных минимумов. На эти деньги, конечно, не разгонишься, но жить уже можно. Если, конечно, выплачивать будут исправно.
Более 20 семей Львовщины получили несколько дней тому сертификаты потенциальных родителей-воспитателей и как приемные родители. Это обязательное условие, запротоколированное государством. Теперь для них подбираются дети. Всего в области насчитывается 2567 сирот и детей, лишенных родительской опеки. Сами понимаете, сколько пройдет времени, пока для них создадут семейные детские дома и позакрывают интернаты (если их вообще нужно закрывать). Но то, что всем миром нужно решать вопрос, подключив чуть ли не все общественные, благотворительные организации, то, что грех для детей жалеть денег, — практически все понимают сегодня. А если понимают, то нужно это исполнять.