Два слова, вынесенные в заглавие, являются магическими для тех, кому приходится выступать на сцене, помосте или арене. Но слышать их могут не все воспитанники Бердичевской детской эстрадно- цирковой студии «Жанр». Создавая ее три года назад, энтузиасты решились на весьма рискованный эксперимент. Тогда, рассказал «Дню» директор местного центра ранней медико-социальной реабилитации детей-инвалидов Тимофей Клим, он предложил профессиональному эквилибристу и воздушному гимнасту, выходцу из Бердичева Петру Герасименко участвовать в проекте реабилитации деток с особыми потребностями с помощью циркового искусства. Идею поддержали мэр города Василий Мазур и руководство городского управления образования. И вот при общеобразовательной школе №5 появилась упомянутая студия, где дети с ограниченными возможностями получили шанс вместе с одногодками, не имеющими серьезных проблем со здоровьем, заняться освоением цирковых трюков. Возглавил ее, как вы уже догадались, П. Герасименко. Одними из первых кандидатов в будущие артисты стали Юля Вавровская, Леся Пижик, Денис Политов. У первой не развита левая кисть, Леся с рождения практически не слышит (даже со слуховым аппаратом) и не разговаривает, у мальчика инвалидность по сердечно-сосудистому заболеванию. Работа как для детей, так и для тренера, вспоминает сейчас Петр Николаевич, была на пределе человеческих сил. Но удалось убедить юных поверить в свои силы, в то, что они смогут научиться сложным цирковым трюкам и выходить с ними на публику. Но чуть ли не самым тяжелым было доказать их родителям, что этим стоит заниматься. Хотя с другой стороны, рассказал «Дню» директор школы №5 Виктор Мартыненко, именно по просьбе родителей, которые не захотели отдавать своих детей с особыми потребностями в специальные интернаты (многие так и делают, перекладывая заботы о таких детишках на государство. — В.К. ) в этой школе открыли специальные классы. Да еще и вступила в действие соответствующая государственная программа их реабилитации без отрыва от семьи.
...В спортивном зале упомянутой школы шла обычная тренировка студии «Жанр». Разминку со всей группой проводила Юля Вавровская — Петр Николаевич говорит, что это принцип. Цель — каждый участник студии, независимо от физических особенностей, должен уметь находить контакт с другими и руководить ими. Признаюсь, что, глядя на группы детишек, тренировавшихся вместе, я не мог отличить тех, кто имеет врожденные физические недостатки. Поэтому за объяснениями приходилось обращаться к тренеру. А он снова подчеркивал, что общая тренировка также является его принципом, потому что, с одной стороны, помогает школьникам с определенными особенностями преодолевать стеснительность и вступать в контакт с другими детьми, с другой — быстрее овладевать сложными упражнениями и, как следствие, приобретать уверенность в себе, своих возможностях. И бросалась в глаза его одинаковая требовательность ко всем — разве что, и это, безусловно, оправдано, больше внимания и теплоты было уделено детям, о проблемах со здоровьем которых я узнал в процессе объяснений. Из этих же объяснений я узнал, что девочки, которые не слышат, понимают установки тренера по артикуляции губ. И в том, что общение с ними — это не простое дело, я убедился на собственном опыте. Поговорить более-менее обстоятельно, и понятно почему, удалось только с Юлей Вавровской. В свои 12 лет она уже звезда студии с определенной жизненной целью. (Кстати, другим воспитанникам студии, выступающим со своими номерами, в основном от 9 до 12 лет. У шести из них ограниченные возможности, восемнадцать считаются здоровыми). Мне Юля рассказала, что мечтает об обучении в Киевском колледже циркового искусства и дальнейшей артистической карьере. Ее номер эквилибра (балансирования и езды) на небольшом и побольше моноциклах (тот, кто бывал в цирке, наверное, знает, что это что-то вроде одноколесных велосипедов) понравился его преподавателям. Мама Юли Алена Вавровская сказала мне, что хоть и воспитывает дочку сама, но одобряет ее мечту. Сейчас юная моноциклистка (простите за новообразование) по большей части выступает в паре со своей лучшей подругой Любой Курьятой, у которой нет физических проблем, но в то же время ее не привлекает, как Юлю, судьба цирковой артистки. Оля Билык, у которой проблемы со слухом и произнесением звуков и слов, смогла мне немножко рассказать, как ей нравится отрабатывать парный акробатический этюд вместе с Викой Кокошей, которая практически не говорит. А еще Оля очень любит, когда ее хвалят. Пробую ее мышцы на руках — в них уже чувствуется тренированная сила. С Лесей Пыжик я поговорить не смог. Вместо нее секреты совместной работы в акробатическом номере с элементами клоунады «Бочонки» — это пластические трюки с использованием металлических труб, куда они, согнувшись пополам, чудом вмещаются, — мне раскрыла ее партнерша Элина Сидлецкая, у которой явно нет проблем не только с речью, но и по другим параметрам здоровья. Она рассказала, что во время выполнения упражнений, чтобы Леся попадала в такт музыкального сопровождения, она жестами подсказывает ей, что нужно делать. Элина не скрывает, что хочет стать артисткой, потому что, признается чистосердечно, любит быть в центре внимания. Вместе с Лесей они заканчивают подготовку клоунады «Поварята». Парный номер с моноциклами в сочетании с «Бочонками» и некоторыми другими трюками юные циркачи часто показывают в синтетической композиции «Бердичевский казачок», пользующейся неизменным успехом у публики. Именно на тренировке невооруженным глазом было видно, что подавляющее большинство воспитанников студии занимается и готовится к выступлениям с явным удовольствием.
Конечно, можно было бы впасть в сентиментальное любование — такие вот молодцы эти детки-инвалиды, как работают, как красиво выступают. Тем более, что разговоров с детьми и людьми, причастными к этой работе, накопилось не на один час. Но, наверное, главное в описанном эксперименте (специалисты утверждают, что он уникальный) связано с другим, и по большей части спрятанным за кулисами сцены, на которую они выходят. А именно, и об этом также говорил П. Герасименко, в преодолении его воспитанниками комплекса неполноценности и культивировании в них ощущения, что они такие же дети, а, по большому счету, такие же граждане нашей страны, как и другие. Согласитесь, это очень достойная цель.
А еще они — и тренеры, и воспитанники — очень гордятся (и, безусловно, имеют на это право) своими наградами на престижных фестивалях и конкурсах. В частности, полученными призами и дипломами за первые места в 2005-м и 2006 годах на международных конкурсах детского циркового искусства «Понтийская арена» в Севастополе и Фестивале фестивалей в Международном детском центре «Артек». А также завоеванным Гран-при на открытом региональном фестивале сценических искусств в Коростишеве. В этом году они снова приглашены на конкурс и не собираются возвращаться без наград. А в прошлую среду они выступили в Житомирском облтелецентре на специальном благотворительном телемарафоне «Открой свое сердце детям», инициированном народным депутатом Украины Павлом Жебривским.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна МОСКВИНА, и.о. доцента кафедры инновационных технологий образования и воспитания Житомирского государственного университета имени Ивана Франко:
— Считаю такие подходы позитивом. Ведь главная проблема детей с ограниченными возможностями — это, как правило, слабая коммуникативность, и они от этого страдают. Поэтому и нужно повышать их умение общаться. Если у них есть эти навыки, то они хорошо вживаются в комбинированную или частичную интеграцию со здоровыми детьми, и эта интеграция будет на хорошем уровне. Это замечательно, что дети с проблемами и здоровые дети вместе тренируются.