Первую победу одержали родители учеников украинской школы № 111, расположенной в одном из отдаленных пригородов Донецка. Они выставили пикеты перед залом Петровского райсовета, который, как стало им известно, планировал рассмотреть вопрос о последующей ликвидации этого популярного учебного заведения. Нужно сказать, что эмоции на этот раз выплескивались через край: кое-кто из демонстрантов даже обещал осуществить акт самосожжения в случае, если требования о сбережении школы не будут учтены. В результате, депутаты райсовета сняли спорный вопрос со своей повестки дня с формулировкой: «Не достаточно проработано».
Новость обнадеживающая, хотя на окончательную капитуляцию донецкой власти пока еще не тянет. Как утверждают активисты родительского движения школы № 111, районные «слуги народа», скорее всего, попробуют вернуться к теме через определенное время, дождавшись, когда гражданские страсти поутихнут. Однако «протестанты» преисполнены решительности не сдавать позиции, по их собственному признанию, поводом для оптимизма является тот факт, что они смогли найти действенные формы, чтобы донести до высоких чиновнических кабинетов свою точку зрения и, в случае необходимости, эффективно ее отстаивать.
Власть пока еще настаивает на собственном плане. «Имеем два варианта, — заявил, в частности, глава Донецкой облгосадминистрации Анатолий Близнюк. Первый — нагнетать ситуацию. Второй — прийти к общественности и сказать: «Народ, есть школа, построенная после войны, и есть школа. построенная в 70-е годы, на несколько порядков лучше. Так что же нам, переводить детей в ту старую школу, чтобы там были и украинские, и русские классы?» Трудно не усмотреть в сказанном попытку губернатора перессорить жителей рабочего поселка на, так сказать, лингвистической основе.
В то же время протесты против тотальной «оптимизации» школ прошли и во многих других местах «шахтерской столицы». В частности, жителям Буденовского района удалось получить от местных руководителей обнадеживание, что к следующей осени прием в средней школе № 136 первоклассников, который было запретили служебным циркуляром, таки возобновят.
Переняв тактику пикетов, на публичные протесты вышли ученики и родители центральной школы № 2. Они подозревают, что на школьный участок, расположенный в центре города, положила глаз семья одного из местных чиновников.
«Официальную информацию никто не дает, и слухи о закрытии продолжают распространяться, — говорит мать одной из учениц второго класса Лилия Сыроед. — Конечно, в центре города выгоднее иметь гостиницу или небоскреб вместо школы. А наших детей якобы планируют перевести в школы № 5 или № 14, но это — более далекая дорога через несколько напряженных городских магистралей».
В соседней с областным центром Макеевке готовы к массовым акциям протеста жители отдаленного рабочего поселка Первомайское, — там под «оптимизацию» попала украинская школа № 77. Родители учеников не верят уверениям управления образования, что, мол, будет организована доставка детей на автобусах в одну из центральных городских школ — им известно, как плохо функционирует общественный транспорт в депрессивном индустриальном городе. В своем обращении, переданном в мэрию, «протестанты» подчеркивают, что уже имеют «плачевный опыт закрытия учебных и культурных заведений — в поселке находятся в разрушенном состоянии раньше закрытые горная школа, клуб, детский садик, а в единственном функционирующем детском садике теперь очередь на несколько лет». И в этом случае власть также избрала тактику туманных заверений и промедлений, избегая прямого конфликта с потенциальными избирателями.
Однако не везде делается так — многое зависит от личности того, кто стоит у властного штурвала. Например, городской голова Горловки Евгений Клеп заявил, что «оптимизация» никоим образом не будет равняться «ликвидации». «Есть вопросы по нескольким школам, в которых в десятые классы ходит по восемь человек. Эти классы — но не школы — придется закрыть. Но о чем говорить, если в центре города учебно-производственный комбинат ЗШ № 55, который находится в огромном четырехэтажном здании, посещает лишь 100 человек. Но это не повод его закрывать. Например, управление образования размещается в арендованном помещении. Мы переплачиваем вдвое, обслуживая огромное полупустое здание и оплачивая аренду. Почему бы не переместить управление образования в школу? В этом и есть суть оптимизации. Мы приложим все усилия, чтобы ни одна школа города не была закрыта», — отметил мэр.
Уже сегодня активисты «школьных» пикетов должны определиться: что дальше? Понятно, опытные, еще в советские времена воспитанные аппаратчики, которые занимают сегодня практически все руководящие должности в регионе, так просто не отступятся. Они имеют в арсенале «неформальные» рычаги воздействия на школьных директоров, руководителей общественных организаций, которые в настоящее время поддержали родительские протесты, и уже их используют. В частности, директор уже упоминавшейся школы № 111 Светлана Бабенко, которая недавно горячо отстаивала свое учебное заведение, в настоящее время неожиданно стала придерживаться противоположной точки зрения. Что ж, о причинах такого поворота педагога на 180 градусов, по-видимому, нетрудно догадаться.
Между тем победный рецепт неожиданно простой: единение. Только объединив усилия, общественность сможет противостоять обнаглевшему и безнаказанному чиновничеству.