В «Мистецькому Арсеналі» в рамках проекта «Арсенал добрых дел» дети из восточных регионов Украины смогли приобщиться к мероприятиям, которые подготовила Малая академия наук Украины. Пока дети были разбиты на две возрастные группы и заняты интерактивными играми и экспериментами, для их родителей устроили экскурсию по залам «Мистецького Арсеналу», где ныне проходит выставка современного искусства «Украинский ландшафт. По ту сторону отчаяния...».
В залах царил веселый беспорядок: дети от пяти до 15-ти были погружены в разнообразные увлекательные процессы: кто-то сосредоточенно изучал собственные волосы или линии ладони, подсветив в определенную точку специальным устройством, от чего увеличенное изображение в отличном качестве появлялось на экране лептопа; кто-то постигал принципы работы звуковых волн; кто-то отчаянно дрался подушками; кто-то строил башни из кубиков или искал равновесие на деревянной дощечке. В целом, дети не выглядели детьми с клеймом войны или с травмой переселения. Участники проекта отмечают, что особых проблем в работе с детьми не возникло: малыши были вполне дисциплинированными и заинтересованными. Однако был случай, когда мальчик во время рисования начал изображать дом, в который попала бомба, — ребенка сразу же ненавязчиво «переключили» на другую тему.
«У нас есть программа, которая предусматривает открытую информационную среду, куда ребенок приходит с какой-то целью, с какими-то знаниями, понятиями, ценностными ориентирами — рассказывает один из организаторов мероприятия, кандидат технических наук Александр Стрижак, — Проект, который я предлагаю, это открытая информационная среда, но открытость не означает, что здесь господствует анархия. Работают определенные принципы, которые ненавязчиво помогают ребенку найти то, что ему интересно. Это принципы связанности, управляемости. Например, в поисках информации о Шевченко, можно погрузиться в вопросы, имеющие отношение к теме. Или заинтересоваться судьбой какого-то живописца, с которым у Шевченко были отношения. И отсюда углубиться в живопись, перейти в другое пространство. Благодаря Шевченко прийти в мир искусства, и там раскрыться».
...А КОГО-ТО БОЛЬШЕ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ НАУЧНЫЕ ОПЫТЫ
Господин Стрижак убежден, что такие принципы отвечают желаниям и потребностям детей. И если им не помочь в поисках пищи для ума, то дети рискуют попасть «не в те двери». «Давайте оглянемся на 15 лет и вспомним, что творилось в 90-х! — раздумывает он. — Сколько детей было на улицах, к которым мы были равнодушны! И вот теперь эти дети выросли, и они находятся в зоне АТО, неизвестно, по какую сторону баррикад. Поэтому детьми нужно заниматься сейчас, строить пространство взаимодействия. Потому что через 15 лет они уже будут другими, и они внесут в мир то, что вбирают сегодня!».
И конечно, в первую очередь во внимании нуждаются малыши из проблемных регионов. «Деткам с востока нужно помогать! Потому что они сейчас видят мир через кривое зеркало, у них нарушены определенные ценности, они столкнулись с такими фактами жизни, которые и не все взрослые способны понять! Важно показать им, что мир — красивый», — говорит Александр.
Впрочем, если нарушенные ценности и имеют место, то очень глубоко: дети выглядели вполне открытыми, товарищескими и увлеченными игрой. Создается впечатление, что малыши переносят невзгоды легче родителей, а смена обстановки — только очередное приключение. Ведь не им решать насущные вопросы относительно жилья, школы и трудоустройства...
Не выражали нареканий и родители, которые вернулись из экскурсии. Все говорили, что никаких жалоб нет и им в Киеве хорошо. Однако более детальные расспросы раскрыли картину менее радостную: «Пока есть полная неустроенность: проблемы с жильем, а отсюда вытекают проблемы со школой и садиком, — признается пани Оксана, которая месяц назад переехала в столицу из Донецка. — Меньшей дочке нужен логопедический садик, старшей, кроме школы, хотелось бы найти студию — она у меня кандидат в мастера спорта по гимнастике, уже два года занимается. Нужно найти работу, чтобы за что-то жить...». Пока семья живет на даче под Вышгородом, но с наступлением первых холодов жить там станет невозможно. По словам женщины, у них есть родственники в России, и те звали их к себе, обещая помощь с устройством жизни. Однако семья отказалась, потому что не хочет поддерживать российскую оккупацию. «А здесь мы приехали в никуда», — говорит женщина, однако о своем выборе не жалеет.
Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»