Обращаясь к проблемам жилищно-коммунальных услуг, в основном принято говорить о качестве воды, ее наличии и об обеспечении наших граждан теплом и светом. Однако не так часто обсуждаются проблемы общего состояния подъездов и близлежащих территорий. Это притом, что никто не хочет, прежде чем попасть домой, проходить мимо разрушенного мусорного контейнера, заходить в грязный полутемный подъезд и подниматься на не менее мрачном лифте.
Сегодня в столице 4546 лифтов отработали более четверти века, а следовательно, нуждаются в замене либо модернизации. И это притом, что с каждым годом их количество увеличивается на 900—1000 единиц. Первым шагом к разрешению проблемы стала программа «Лифт», рассчитанная на 2001—2005 годы. Однако старение лифтового хозяйства, продолжает опережать темпы замены лифтов. Изначально было предусмотрено заменить и обновить 1199 подъемников. Но опять же — нет денег. Из-за нехватки финансов выполняется около 70% запланированных работ. Как сообщил «Дню» начальник главного управления жилищного хозяйства Киевской городской госадминистрации Дмитрий Гуленко, на замену (или модернизацию) всех лифтов, находящихся в аварийном состоянии, необходимо 600 миллионов гривен, а на программу «Лифт» планировалось выделить всего 40. В итоге, постановлением Кабмина срок эксплуатации подъемных механизмов, который сегодня составляет 25 лет, продлен еще на пять.
Директор специализированного коммунального предприятия «Подол-Лифт» Владимир Гунько уверен, что «упираться» в эти сроки не следовало бы. По его сугубо личному убеждению, установить их может только завод-изготовитель, а в паспорте на лифт срок годности не указан. Следовательно, лифт — вечный, и логичнее было бы не заменить его, а «привести в чувство», точнее — модернизировать.
Стоит сказать, что немалый ущерб лифтовому хозяйству наносят постоянные кражи и вандализм. Как правило, предметом вожделения злоумышленников становятся алюминий и медь тормозных катушек. Особенно часто лифтовое оборудование грабят в Оболонском, Святошинском и Дарницком районах. Чиновники даже затрудняются привести точные статистические данные подобных грабежей. А как сказал «Дню» заместитель киевского городского головы Михаил Поживанов, статистика здесь вообще неуместна, поскольку она с каждым днем «растет», и поэтому разумнее говорить о конкретных ЧП. Например, в начале марта в Святошинском районе в двух подъездах унесли все вентиляционные решетки. В Днепровском районе в одном из домов злоумышленники сожгли кабину лифта, и на «реанимацию», подъемника понадобились резервные средства — 80—120 тысяч гривен.
Если раньше для решения жилищно-коммунальных проблем существовали отдельные программы, такие как «Фасад», «Двор», «Крыша» и прочие, то в 2003— 2004 гг. все они были объединены в одну — «Мой дом, мой двор». Финансирование этой Программы составило 90 миллионов гривен, и ее исполнителем стал не центральный орган городской власти, а районные администрации.
ЛЮДИ НА ПОСТУ
На сегодняшний день наилучшей альтернативой для обеспечения чистоты и порядка в подъездах является никто иной, как консьержи. Разве что в данном случае имеются, так сказать, побочные эффекты. Жители домов, где есть «стражи порядка», признают, что те излишне «беспокоятся» за их жизни, иными словами, сплетничают. Но это уже к чистоте не относится. По просьбе самих жильцов в домах для консьержей были построены специальные помещения. Правда, сейчас в столице 73 из них пустуют — владельцы квартир не в состоянии содержать «стражей».
По словам М. Поживанова, если бы консьержей сделали официальными работниками жэков, результаты не заставили бы себя ждать. Ведь на ликвидацию последствий бесхозности уходит куда больше денег, чем на содержание «людей на посту». По мнению Дмитрия Гуленко, организовать в своем штате такую должность жэки смогут лишь в том случае, если расходы на содержание дома будут покрываться на 80—100%, пока же задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет 517682, 1 тысячи гривен. Правда, Михаил Поживанов сообщил, что сейчас в мэрии просчитывается возможность направить часть денег с программы «Мой дом, мой двор» на содержание консьержей. И возможно, этот вопрос уже в следующем году будет вынесен на рассмотрение при формировании городского бюджета.
Сами консьержи не отрицают своей исключительной значимости как «блюстителей порядка». Каждое утро они обязательно убирают территорию первого этажа (включая лифт). Причем делают это по собственному желанию — чтобы жителям было «приятно ступить на порог дома». А одна из консьержей, Тамара Владимирова, которая отвечает за третий подъезд по адресу Проспект Оболонский 22, призналась, что в зимнее время даже расчищает перед парадным снег. Специально для этих целей ее муж смастерил лопату. «Конечно, — говорит она, — такой работой должны заниматься сотрудники жэков. Но они, к сожалению, воспринимают инициативу консьержей как должное...»
МУСОР ПРОПАДАЕТ
Зато киевляне считают, что в последнее время заметно улучшилась ситуация с вывозом мусора. Указали на это и консьержи, в частности Оболонского района, которые практически каждое утро наблюдают за работой машины «Киевспецтранса». По словам Дмитрия Гуленко, отсутствие жалоб на состояние мусорных контейнеров — факт утешительный. Но в то же время ни жители города, ни консьержи не могут проследить, куда же перевозчики транспортируют собранный ими мусор.
Как рассказал Михаил Поживанов, Киев с населением в 2,7 миллиона человек ежегодно «производит» порядка 3,5 миллионов кубометров твердых бытовых отходов, что составляет около 1 миллиона тонн мусора. На сегодняшний день санитарной очисткой столицы занимаются 18 предприятий, но, как и раньше, основное количество мусора (33% от всех объемов) вывозит ВАТ «Киевспецтранс». На протяжении последних лет вывоз и захоронение отходов осуществляется на полигоне № 5 возле села Подгорцы Киевской области, на котором ежесуточно вырабатывается 200 кубометров фильтрата (продукт переработки мусора). При нынешних темпах вывоза и обработки твердых бытовых отходов, уже через 2—3 года концентрированный фильтрат может перейти через верх дамбы, что приведет к загрязнению окружающей среды. Чрезвычайно обеспокоенные этим экологи рекомендовали закрыть пятый полигон. Что и было сделано Санэпидслужбой области в марте прошлого года. В итоге Главным управлением экологической безопасности были установлены лимиты на количество мусора, которое можно разместить на полигоне № 5 — они принимают только треть мусора, в частности отходы, собранные «Киевспецтрансом». Остальные перевозчики развозят мусор (а проконтролировать это практически невозможно, так как находятся они далеко) по другим областным полигонам, которые не имеют соответствующих технических возможностей по переработке и хранению отходов. Чтобы продлить жизнедеятельность пятого полигона, городские власти в скором времени планируют построить четыре мусоросортировочные станции в Голосеевском, Дарницком, Деснянском и Подольском районах, которые должны обеспечить эффективность санитарно- экологической деятельности города. В этих же целях разрабатывается технология пиролизной переработки отходов (превращение переработанного мусора в технические спирты), а именно фильтрата. Подобный завод в следующем году будет запущен в Деснянском районе.