Полгода назад в «Фактах» начал печатать свои проповеди наместник Киево-Печерской лавры епископ Павел. Интерес к ним почти сразу сменило огорчение: дух непримиримости, отвержения, нелюбви ко всему неправославному прямо-таки пронизывает эти проповеди. Из проповедей ясно, что епископ Павел часто получает письма несогласных с его позицией читателей. Но ни смысла, ни текста писем он нам не передает — читателям не дают возможности узнавать иную точку зрения. Только слова епископа Павла представляются как единственно правильные и неоспоримые. Последняя же проповедь «Православие — вера истинная, апостольская» («Факты», 15 октября с.г.) побудила меня обратиться к вам, уважаемая газета «День», — в полной уверенности, что мой голос будет услышан.
Уже задумав написать вам, в стопке газет нашла статью Юрия Макарова «Лишние в украинском храме» («День», 3 августа 1999 г.), прошедшую мимо моего внимания. Юрия Макарова как православного верующего волнует и тревожит то же, что и меня. Отличие в том, что я являюсь евангельской верующей, безоговорочно относимой епископом Павлом к «еретикам» и «сектантам». Между тем, я убеждена, что, как сказал религиозный философ Владимир Соловьев, «межконфессиональные перегородки» до неба не доходят». Хочу напомнить также, что в Святом Писании вы не найдете слов «православный, католик, протестант». Есть только слова «верующий» и «христианин».
Несколько лет назад я уже столкнулась с проблемой православного, если можно так выразиться, «сепаратизма» или «сектантства». Ведь характерным признаком секты всегда является объявление себя единственно спасительным вероучением, утверждение, что спасение возможно только и только через принадлежность к этой церкви. Каково же было мое удивление, когда я прочла в журнале «Вера и жизнь» (Московская патриархия) статью иеромонаха Иоанна (позже епископа) «Сектантство в православии и православие в сектантстве». Он, в частности, пишет: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты. И что все сектанты суть действительно не православные. В настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, не любовного, рационально узкого, не алчущего правды Божией, но пресыщенного горделивой правдой своей».
«Откуда пришли они — эти менониты, свидетели Иеговы, Армия спасения, адвентисты, мормоны, баптисты, ученики Христа и иные...» — вопрошает настоятель Павел в одной из статей. Думаю, что хорошо бы знать, прежде чем браться за столь ответственное дело — вещать на всю Украину. Неловко писать об этом, но исключительно некомпетентно и опасно валить в одну кучу традиционные христианские евангельские исповедания (хоть и протестантские) с действительно нехристианскими культами оккультных сообществ. Если это делается неумышленно — тогда просто невежественно, а умышленно — грешно и чревато последствиями. Традиционные евангельские церкви не менее озабочены наплывом и ростом различных сообществ нехристианского толка, которые рядятся под христианство и кощунственно прикрываются именем Христа. Между тем благодаря усилиям советских атеистических идеологов слова «баптисты», «евангелисты», «пятидесятники» так долго были ругательными, что до сих пор в сознании людей вызывают сопротивление.
Многоликость христианства, взаимопроникновение и переплетение различных вероисповеданий — это вопрос отдельного исследования. Приведу только одну цитату. Отец Александр Мень, православный, пишет: «Многообразие, противоречивость между различными христианскими исповеданиями — протестантами, католиками, православными — это не есть распад, разлом, а лишь проявление частей единого целого... Мне кажется, что столкновение различных представлений создает важную предпосылку для жизненности христианства. Как будто, зная склонность людей к нетерпимости, Бог разделил их, чтобы каждый на своем месте, в своем саду выращивал свои плоды».
К сожалению, читателям «Фактов» епископ Павел не сообщает, что в самом православии есть люди, придерживающиеся иных позиций, чем он, и что таких немало — Мень, Соловьев, Бердяев, епископ Иоанн и многие другие. За то, однако, что они осмеливаются видеть в католике и протестанте брата-христианина, такие люди подвергаются преследованию со стороны своей церкви, объявляются «еретиками».
Очень опасно то, что читателем «Фактов» является «средний» человек, настолько занятый проблемами выживания, что у него нет времени исследовать поднимаемые вопросы. И попав под влияние проповедника православного фундаментализма, каковым, безусловно, является епископ Павел, такой человек будет видеть в соседе, сослуживце, родственнике, избравшем иной — неправославный — путь, врага, всячески избегать его, не уважать, а будет возможность — и преследовать. Тем не менее, протестантизм не смогло уничтожить ни «самодержавие с православием», ни гонения советского периода. Ныне к нему принадлежит значительная часть наших верующих соотечественников.
Каков же критерий истинной веры? Жизнь, говорящая сама за себя. Не слова, но дела. Не мечтательная любовь, но любовь деятельная. Об этом написаны тома. Это слишком поверхностное и простое деление — православные правы, все иные — заблуждаются. Есть православные, несущие истину и свет; есть протестанты, предающие свои идеалы. И в противном меня никто не убедит. Епископ же Павел исповедывает монополию на обладание Христом — для него нет Христа вне православия, например, нет Христа в жизни Матери Терезы и многих других подвижников различных христианских конфессий. В заключение скажу, что нет худшего зла для незнающих Бога, чем распри и разногласия тех, кто называет себя христианами. Давайте лучше сообща поразмыслим над тем, как искоренять всякий корень враждебности и неприязни к другим за то, что они верят не так, как мы.
С уважением к газете «День»,
Наталья ДЕМИНА,
Мукачево