«День» продолжает серию из четырех статей, посвященных тому, как в Соединенных Штатах отреагировали на кризис, вызванный ВИЧ/СПИДом, на примере опыта города Денвер (штат Колорадо). Цель этой серии — дать читателям «Дня» представление о том, как вирус, с момента появления которого в этом году исполняется четверть века, повлиял на денверскую общину, что она предприняла в ответ, а также предложить Украине, столкнувшейся с эпидемией ВИЧ/СПИДа на своей территории, возможные модели поведения в этой ситуации. В первой статье обсуждалось воздействие вируса на американское гей-сообщество, которое первым попало под удар ВИЧ/СПИДа в 1980-х годах. Во второй рассматривалась роль христианских церквей и других религиозных организаций в обуздании эпидемии. В репортаже, который предлагается вашему вниманию, мы расскажем о программе, способствующей снижению уровня инфицированности ВИЧ/СПИДом среди потребителей инъекционных наркотиков.
Денвер, штат Колорадо. Роберт Бут стоит у доски в своем офисе и чертит схему, объясняющую, как работает программа по прекращению распространения ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков, которую он проводит на протяжении последних двух десятилетий. В результате пространного объяснения доска оказалась исписанной белым мелом. Доктор Бут садится за круглый переговорный стол, который занимает солнечный угол его офиса, и вздыхает.
«Никто не начинает принимать наркотики, говоря: «Я стану наркозависимым», — произносит доктор Бут, профессор психиатрии Школы медицины университета Колорадо и ведущий эксперт по проблемам ВИЧ/СПИДа. — Это болезнь».
В течение более 20 лет доктор Бут ведет активную работу, помогая снизить уровень инфицированности ВИЧ/СПИДом среди потребителей инъекционных наркотиков в Денвере. Благодаря внедрению исследовательской программы, известной как Программа безопасности (Project Safe), Роберт Бут и его коллеги увидели, что уровень инфицированности ВИЧ/СПИДом среди потребителей инъекционных наркотиков в этом городе упал с 5,5% в конце 1980-х до почти 0% новых случаев заражения сегодня.
Уроки, извлеченные в ходе исследования доктора Бута в Денвере, не прошли бесследно и для Украины. Доктор Бут и Том Брюстер, его коллега из университета Колорадо, в 2002 году запустили проект, нацеленный на работу с потребителями инъекционных наркотиков, подобный Программе безопасности, в нескольких украинских регионах. После многообещающих пробных испытаний летом 2004 го ониполучили разрешение на проведение 4-летнего исследования, целью которого является определение оптимальных методов работы с наркозависимыми жителями Украины.
Доктор Бут начал изучение связи между ВИЧ и потреблением инъекционных наркотиков в 1986 году, после того как коллега пригласил его для оказания помощи в проведении исследования в США, посвященного тому, какие именно методы, нацеленные на прекращение распространения ВИЧ, могут способствовать снижению уровня инфицированности у потребителей инъекционных наркотиков. Среди проблем, которые ставились перед программой, были: информирование потребителей инъекционных наркотиков о ВИЧ/СПИДе, разработка методов, способствующих тому, чтобы они более осторожно употребляли наркотики и вели безопасную сексуальную жизнь. Принципиальным вопросом, на который предстояло найти ответ, было то, смогут ли наркозависимые люди изменить модели поведения, подвергающие их риску заражения, после того как получат достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе.
В самом начале эпидемии в США наркозависимые люди наряду с гомосексуалистами считались группой, имеющей высокий риск заражения вирусом. Потребители наркотиков часто использовали грязные шприцы, не дезинфицируя их; капли крови, которые оставались на игле, попадали в организм человека, следующим делавшего инъекцию. Вдобавок под воздействием наркотиков повышается вероятность того, что люди станут заниматься незащищенным сексом или сексом со многими партнерами. Чтобы обуздать эпидемию в США, было необходимо, чтобы люди, зависимые от наркотиков, стали использовать более безопасные способы их потребления. Сегодня Украина оказалась в подобной ситуации.
По словам доктора Бута, в 1987 году, когда проект наконец был запущен, вначале для участия в 3-годичном исследовании были отобраны три города, расположенные в разных частях страны и имеющие различный уровень ВИЧ-инфицированности. Из этих городов в Балтиморе, штат Мэриленд, расположенном недалеко от Вашингтона, данный уровень среди потребителей инъекционных наркотиков превышал 20%, в Денвере — 5,5%, а в Эль- Пасо, штат Техас, — 1,5%.
Было очень важно составить целостную картину текущего положения дел, чтобы определить, насколько эффективной окажется программа. В начале эпидемии ВИЧ/СПИДа, говорит Бут, в стране не было сравнительных исследований, посвященных связи вируса и потребления инъекционных наркотиков.
Роберта Бута и его коллег ободряло то, что методы, которые они собирались применять, действительно могут работать. В Балтиморе уже велись исследования среди потребителей инъекционных наркотиков, которые финансировались городом.
«В поведении людей начали происходить изменения, когда им стало известно о риске, связанном с ВИЧ/СПИДом и потреблением наркотиков, — утверждает Бут. — В Денвере у нас не было подготовленной почвы. Тут никаких исследований не велось».
Бут использовал так называемую «модель прирожденных лидеров», в которой важнейшую роль играли социальные работники. Их задача состояла в том, чтобы войти в контакт с потребителями инъекционных наркотиков и привлечь их к участию в программе, которая обычно длилась год.
Социальные работники использовали различные методы, чтобы заинтересовать наркопотребителей. Они приклеивали маленькие записки на доски объявлений в магазинах и на стены общественных заведений в местах, где часто собираются потребители наркотиков, информируя их об исследовательской программе. Они также посещали жителей нижней части Денвера, где высок уровень потребления наркотиков, и распространяли информационные материалы о ВИЧ/СПИДе. Социальные работники говорили с людьми один на один. Такая форма общения необходима, чтобы привлечь наркопотребителей к участию в проекте.
Этих людей просили прийти в офис Программы безопасности, расположенный неподалеку от нижней части Денвера. И уже в офисе с ними проводили работу, которая была четко структурирована.
Перед началом интервью участники сдавали анализ мочи, с помощью которого определялось наличие наркотиков в их организме и способность адекватно отвечать на вопросы. Потом консультанты проводили с ними обстоятельную беседу, выясняя, каким образом поведение этих людей подвергает их риску заражения и дальнейшего распространения ВИЧ, в частности речь шла об использовании грязных шприцев и незащищенном сексе. Потребители наркотиков также проходили тестирование на ВИЧ, получали консультации и информацию о ВИЧ/СПИДе, а затем их просили самостоятельно определить свое место на шкале так называемой «иерархии риска».
С половиной наркопотребителей проводились повторные мероприятия, то есть они регулярно встречались с социальными работниками вплоть до пятого месяца с начала их участия в программе. Затем с ними беседовали на шестой и двенадцатый месяц, чтобы выяснить, изменили ли они свое поведение, подвергающее их риску заражения ВИЧ.
Уже на протяжении нескольких лет наркозависимые люди получают специальное средство, которое используется для дезинфекции шприцев после того, как ими была сделана инъекция, — это один из способов снижения риска дальнейшей передачи вируса.
В отличие от Украины и других стран, где потребители наркотиков могут принести использованные шприцы и обменять их на новые, в некоторых американских городах, и в Денвере в том числе, подобная практика запрещена: утверждается, что программы по обмену шприцев в действительности не могут снизить риск инфицирования ВИЧ в среде потребителей наркотиков. Эти программы остаются в США предметом острых политических дискуссий. С другой стороны, в Украине не разрешено использование средств для очистки шприцев.
По словам доктора Бута, когда он начинал свое исследование в Денвере, немногие верили, что наркозависимые люди станут рассказывать о своем пристрастии к наркотикам и сексуальном поведении. Более того, никто не думал, что участники программы изменят свое поведение или будут извещать социальных работников о том, где их можно будет найти через несколько месяцев для завершения курса.
Скептики ошибались. Наркозависимые люди приходили на беседы, и в их поведении начинали происходить изменения. Следовательно, уровень ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков резко снизился.
«Сегодня мы не наблюдаем случаев заражения ВИЧ», — говорит Роберт Бут о наркозависимых жителях Денвера.
Действительно, наркопотребители, участвующие в Программе безопасности, рассказали в интервью, что информация о ВИЧ и о том, как вирус переходит от одного человека к другому, настолько широко распространена в среде потребителей инъекционных наркотиков, что сейчас их больше заботит риск заражения гепатитом С.
«Об этой программе известно всем, и каждый знает об опасности инфицирования ВИЧ, независимо от того, приходит он сюда или нет, — говорит Джои, ему 32 года, и он несколько лет был участником Программы безопасности. — Методы, которые здесь применяют, действительно эффективны, а идеи доходят до тех, кому предназначены».
Хотя Программа безопасности остается в основном исследовательской, некоторые ее участники, как, например, Джои, подключились к программам лечения метадоном, которые осуществляют другие организации. Метадоновая терапия дает надежду на то, что они смогут справляться со своей зависимостью.
Спустя 20 лет после создания Программы безопасности доктор Бут продолжает работать в этой сфере. С 2002 года он также посвящает много времени проекту, который они с Томом Брюстером начали осуществлять в Украине. Результаты их изысканий будут представлены украинскому правительству по завершении исследования.
Кроме того, в 2006 году они запустили пробный проект в Украине, основанный на опыте США, участники которого — потребители наркотиков — будут сами создавать группы и рассказывать друг другу о ВИЧ/СПИДе и других заболеваниях. Выводы, сделанные обоими учеными в ходе исследования, будут предметом обсуждения в нашей следующей статье.