«Забудьте все, чему вас учили в институте, и начинайте учиться снова», — так нередко шутя говорят молодым специалистам — выпускникам вузов, техникумов, училищ при предоставлении им первого рабочего места. Основания же для этого высказывания, к сожалению, вполне серьезны: хорошо «подкованные» теоретически недавно дипломированные специалисты часто не знают, какую конкретно работу они должны выполнять. Причина известна: во время прохождения производственной практики на предприятиях студенты в нас в основном используются только как дешевая, а то и бесплатная рабочая сила…
Выпускников Черниговского высшего профессионально-технического училища №15 охотно берут на работу черниговские и киевские фирмы и предприятия. Иногда, даже не дождавшись окончания молодым человеком учебного заведения. В ВПТУ понимают, что престижная работа попадается не каждый день, поэтому позволяют ученикам свободное посещение занятий. Высокий спрос на выпускников училища обусловлен прежде всего качеством полученного здесь профессионального образования. Получить его помогает использование экспериментальной модели так называемой «дуальной» системы обучения, широко внедренной в Германии. Что же из себя представляет эта система и как она попала в Чернигов?
Дело в том, что уже 13 лет Чернигов сотрудничает с городом-побратимом Меммингеном (Германия). Там дуальная система внедрена во всех профессиональных учебных заведениях и заключается в чередовании обучения с работой на протяжении всего учебного процесса. По соглашению, заключенному между учебным заведением и профильным предприятием, последнее оплачивает обучение конкретного ученика или студента и берет его на работу, которая одновременно становится его практикой. Два-три дня в неделю студент работает на предприятии непосредственно по избранной специальности, закрепляя параллельно получаемые теоретические знания, и заканчивает заведение уже готовым к работе специалистом. По подобному принципу учатся и ученики Черниговского ВПТУ- 15, с той разницей, что навыки будущей профессиональной деятельности они получают не на реальном предприятии, а на виртуальном. А именно в учебной коммерческой фирме, созданной в учебно-тренировочном центре. Эта фирма якобы условно занимается торговлей лозовой мебелью и имеет в своей структуре все необходимые подразделения — бухгалтерию, отдел сбыта, склад готовой продукции, отдел кадров, канцелярию и т. д. Все документальные и безналичные финансовые операции будущие специалисты осуществляют с «работниками» таких же виртуальных коммерческих фирм других учебных заведений и двумя имеющимися в Украине учебными банками. Несмотря на «ненастоящесть» выполняемой работы, по окончании училища ученики умеют делать все, что надо, — открывать счета, заключать соглашения, вести деловую переписку и т. д.
То же самое касается и овладения профессией «Автодело». В замечательно оборудованной мастерской ученики участвуют в настоящих ремонтах реальных автомобилей. А овладевать самыми современными технологиями помогают им мастера, которые постоянно ездят на стажировку в Германию. Там на предприятиях автосервиса они изучают новые методы рихтовки, покраски, работы с современным оборудованием и инструментами, постоянно совершенствовать которые требует технический прогресс, и, возвращаясь, передают приобретенные знания своим ученикам.
«Учебная фирма у нас в качестве эксперимента, — говорит заместитель директора ВПТУ-15, руководитель учебно- тренировочного центра Татьяна Лавренко. — Она помогает нам внедрять дуальную систему обучения, хотя и в несколько специфическом виде. Но результаты налицо: 90% наших выпускников трудоустроены в банках, супермаркетах, рекламных агентствах, службах маркетинга крупных предприятий, и спрос на них растет. Поэтому сейчас мы начинаем передавать свой опыт другим заведениям профтехобразования, которые стремятся совершенствовать учебный процесс». Сегодня в Украине, по словам Татьяны Лавренко, работает всего 14 учебно-тренировочных фирм, в то время как, скажем, в маленькой Литве — более сотни…