Временно исполняющий обязанности главы Днепропетровской облгосадминистрации Виктор Бондарь подверг критике российских владельцев компании «Днепрогаз», которую обвиняют во взрыве бытового газа на жилмассиве «Победа». По мнению В.Бондаря, их юристы затягивают время, из-за чего намеченное на понедельник подписание договора о компенсациях отложено на неопределённый срок. Такая позиция, заметил и.о. губернатора, «выглядит странно для компании, которая причинила столько бед». В. Бондарь считает, что это лишний раз доказывает — в случае упорного нежелания владельцев компании признавать вину за случившееся, необходимо ставить вопрос о возвращении «Днепрогаза» украинскому государству.
По словам и.о. губернатора, вопреки обещаниям выделить по 500 тысяч гривен семьям погибших и десять миллионов на остальных пострадавших, а также вложить в модернизацию оборудования «Днепрогаза» 250 млн. гривен, в представленном россиянами варианте договора всё выглядит гораздо скромней. Тем не менее, В. Бондарь намерен отстаивать как компенсации, так и обещанные суммы на инвестирование в развитие «Днепрогаза». Кроме того, владельцы компании, по его мнению, должны компенсировать Украине 103 млн. гривен, выделенные из бюджетов трёх уровней на покупку квартир. Так или иначе, но этот вопрос будет поднят в судебном порядке и тогда, считает и.о. губернатора, виновникам катастрофы придётся заплатить куда больше.
Тем временем представители «Днепрогаза» выдвинули собственную версию случившегося. В пробах бытового газа, взятых на жилмассиве «Победа», эксперты якобы обнаружили большое содержание кислорода, которое в 600 раз превышает норму и делает его чрезвычайно взрывоопасным. Подобное означает, считают они, что газ могли воровать из сетей через несанкционированные врезки. Нашли даже свежие «заплаты» на асфальте прямо над газопроводом недалеко от места взрыва. Однако жители «Победы» воспринимают такую версию, как неуклюжую попытку должностных лиц уйти от ответственности — не исключено, говорят они, что сами газовщики в целях экономии «разбавляют» газ воздухом, а новый асфальт местные власти положили в окрестностях дома перед самым визитом в Днепропетровск Президента В. Ющенко. Тем не менее, появление подобных версий пострадавшие считают плохим признаком — виновники аварии, полагают они, уже пришли в себя и попытаются вывернуть всё наизнанку, чтобы не выплачивать денежные компенсации.
Не менее удручающе прозвучали для пострадавших и заявления строителей, приступивших после окончания спасательных работ к разборке полуразрушенного дома. Так, председатель областной строительной ассоциации «Днепр» Станислав Фёдоров сообщил, что первый и второй подъезды, в отличие от третьего и четвёртого, находятся в приличном состоянии и было бы не по-хозяйски терять 80 квартир или 5 тысяч квадратных метров жилой площади. Тем не менее, жильцы дома категорично заявляют, что не смогут вернуться назад и жить в «братской могиле», где погибли их соседи и родственники. Многие не только обходят свой бывший дом стороной, но и не желают покупать квартиры на жилмассиве «Победа», хотя он считается одним из наиболее престижных в городе. Пострадавших успокаивает министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич. Он твердо заявляет, что дом по улице Мандрыковской, 127 будет полностью разобран, а на его месте устроят сквер и установят мемориал 23-м погибшим. В настоящее время, сказал министр, разрабатывается механизм предоставления компенсаций с тем, чтобы избежать злоупотреблений. За каждой семьёй погибших закреплены заместители губернатора или городского головы Днепропетровска, которые должны помочь с приобретением квартир. Осиротевшим детям найдут опекунов, а все члены семьи должны будут расписаться, что согласны с избранным вариантом предоставления жилья. Мэр города Иван Куличенко заверяет, что все виды денежной помощи будут освобождены от налога на прибыль, а сделки по покупке квартир совершат без пошлин. Пока же пострадавшие получили от государства лишь относительно небольшие денежные суммы на бытовые расходы. Людей обнадёживает благотворительная помощь, которую оказывают украинские богачи, например, Ринат Ахметов и Виктор Пинчук, пожертвовавшие по 10 млн. гривен. Три миллиона как наличными, так и одеждой, продуктами, услугами предоставил Блок Ю. Тимошенко. Не меньше помогают и простые украинцы, которые несут и везут тёплые вещи, моющие средства, детские игрушки буквально с первых часов после аварии, когда пострадавшие оказались полураздетыми под холодным осенним дождём.
Между тем, исполняющий обязанности генерального директора компании «Днепрогаз» Сергей Корнийчук, назначенный вместо арестованного гендиректора Игоря Иванкова, попал в автомобильную аварию. Возле села Богуслав под Павлоградом впереди идущую машину неожиданно занесло и она встала поперёк трассы. В результате столкновения С. Корнийчук получил вывих челюсти и перелом руки. Несмотря на это, сообщают в компании, он продолжает руководить «Днепрогазом».
Вчера поздно вечером, сообщила в беседе с корреспондентом «Дня» пресс-секретарь днепропетровского губернатора Алла Шорина, после того, как Виктор Бондарь на пресс-конференции резко раскритиковал позицию собственников «Днепрогаза» в вопросе о выплате компенсаций пострадавшим от взрыва газа, в администрацию на переговоры срочно прибыли представители «Газэкс-Украина». Разговор с ними продолжался до часу ночи. В результате достигнута договорённость о выплате материальной помощи семьям погибших — каждая из них получит по 500 тысяч гривен. Эти деньги до четверга будут перечислены на банковские счета, которые откроют на каждую из этих семей. «При этом, отметила А. Шорина, руководство компании, представляющей интересы российских собственников, настаивает именно на формулировке «материальная помощь», а не «компенсации», поскольку последняя косвенно предполагает вину в аварии и гибели людей, а это пока не доказано судом». Соглашение между руководством днепропетровской облгосадминистрации и компании «Газэкс-Украина», будет официально подписано во вторник вечером. Остальные вопросы — по выплатам всем жильцам дома, пострадавшим от взрыва, а также, что касается инвестиций в модернизацию «Днепрогаза» — будут решаться позже, сказала пресс-секретарь губернатора. «Это и так, — отметила она, — были очень сложные переговоры».