Грозу, которая прошла в минувшую пятницу в Донецке во время проведения футбольного матча между сборными Украины и Франции, можно было в известной степени ослабить. По крайней мере, в Донецке. В Украине еще в 1960-е годы прошлого века ученые Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института разработали технологии влияния на тучи и туманы. Об этом «Дню» рассказал Борис ЛЕСКОВ, кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела физики атмосферы Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС и НАН Украины. Яркий пример такого влияния (а осуществляется оно при помощи самолетов, которые рассеивают в облаке или над ним специальные реагенты) — полет на Луну в 1966 году летательного аппарата «Луна-9».
Наблюдение за полетом осуществляла Симеизская обсерватория, которая была закрыта тучами. Поскольку задача посадить «Луну-9» на Луну была крайне важной, специализированные самолеты метеолаборатории «висели» над обсерваторией две ночи — и «раскрыли» ее от туч. В те же 1960-е и 1970-е специализированные самолеты «раскрывали» сотни аэродромов для посадки самолетов, они способствовали модификации туч, чтобы превратить град во влагу, таким образом повышались урожаи.
К сожалению, сегодня в Украине эти технологии почти не используются.
В последний раз о ней вспомнили 9 мая 2010 года на праздновании в Киеве 65-летия Победы. По приказу Виктора Януковича три самолета авиабригады спецназначения Минобороны рассеяли, как отмечают специалисты, «сверхмощную систему фронтальных туч», применяя двуокись углерода (СО2) в твердом состоянии. При этом самолеты не были специализированными — специализированные уже продали.
Впрочем, рассеивание туч во время проведения праздничных мероприятий, по словам ученых, — это детская забава по сравнению с тем, какую пользу технология может принести сельскому хозяйству. Например, специалист в сфере влияний уверяет, что Закарпатье, где из года в год град уничтожал виноградники, можно защитить, поставив один радиолокатор и развернув сеть ракетных пунктов. Стоимость такой защиты будет составлять 1—2 миллиона долларов на год, но экономический эффект от хорошего урожая будет намного большим: с виноградников, садов и пшеницы, которые там выращиваются. Мировой опыт показывает, что эффективность использования подобных технологий определяется в среднем соотношением 1:7. Есть еще и побочный дополнительный эффект: излияния по противоградовой технологии увеличивают количество осадков на 27%, что, например, для Юга Украины очень актуально.
КОММЕНТАРИЙ
Борис ЛЕСКОВ, кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела физики атмосферы Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС и НАН Украины:
— Накануне проведения Евро-2012 в некоторых СМИ появились публикации, что Украина на период проведения матчей будет запускать ракеты, чтобы разогнать тучи. Нет, такой вопрос перед нами не стоял. К нам никто с такими предложениями не обращался, хотя мы разработали много технологий, есть уникальные разработки, не имеющие аналогов в мире, но практически не использующиеся.
Над Донецком во время проведения матча Украина—Франция был атмосферный холодный фронт, связанный с волновым циклонным образованием на Северном Востоке Украины: это и спровоцировало мощные ливни и ураганы в Харьковской, Полтавской областях, зацепило и Донецкую. Собственно, на этом фронте мы ничего бы не смогли сделать, потому что в его зоне верхний предел конвективных грозовых туч превышал 15 км. Это чрезвычайно мощные и опасные образования — к этой туче подлетать запрещено, потому что она может «выплюнуть» самолет по частям.
Но, безусловно, на нее можно влиять. Донецк был дальше от этого фронта, и если бы мы владели средствами — специальными самолетами, в том числе, и высотными, которые смогли бы подниматься на высоту 10—12 км (которыми владели 20 лет назад), то можно было бы на подходе выпустить пар из этого котла, вытеснить влагу за 70—80 км, чтобы был менее мощный процесс над самим объектом — Донецком. При этом достигаются следующие эффекты: если эта туча мощная и из нее может пойти град, то влияние приведет к тому, что из нее пойдет мелкий град, который не долетит до земли, потому что, двигаясь в теплых слоях атмосферы, растает. При этом увеличится количество осадков, приблизительно на треть, в местах, над которыми будут «работать» самолеты. А туча, подойдя к объекту, который нужно защищать, даст небольшой дождь или совсем рассеется.
К сожалению, сейчас у нас нет ни одного специализированного самолета. Во время парада 9 мая 2010 года это проводила бригада спецназначения Минобороны, базирующаяся в Борисполе. Самолеты не были специализированными, но все-таки нам удалось обеспечить возможность засева туч таким реагентом, как твердый СО2 (еще используют йодистое серебро). Если СО2 сбрасывать с самолета (температура этого СО2 составляет -96 градусов) гранулами диаметром 0,5—1 см, то вокруг гранулы формируется поле низких температур (от -96 до -45). От резкого снижения температуры образуется множество мелких капель воды, которые в зоне, где температура ниже 40,5 градусов по Цельсию, замерзают и становятся зародышами ледовой фазы. Когда они падают ниже — в природную среду с температурой —10—15 градусов, — они продолжают захватывать парообразную влагу на себя. В результате создаются такие условия, что капли в туче испаряются, а зародыши кристаллов растут и выпадают из тучи. В нижних слоях туч, где температура летом плюсовая, они тают, и идет дождь. Если же вся туча имела температуру ниже -4 градусов по Цельсию, то будет идти дождь.
Технологию рассеивания туч нужно использовать не только в дни проведения праздничных мероприятий для создания комфортных условий — она должна использоваться в промышленном масштабе для раскрытия аэродромов в холодное время года, обсерваторий, которые проводят наблюдение. Скажем, на том же Донецком кряже или на Подолье бывают такие ситуации, когда зимой туман стоит неделями (такое было в 1993 г.). Тогда на линиях электропередач, на деревьях нарастает гололед, рвутся линии, а затем нужно восстанавливать сотни и тысячи километров этих линий. Это чрезвычайно большие потери. К тому же населенные пункты долго остаются без электричества. Это можно предотвращать, разгоняя туманы. В 1960-е и 1970-е годы благодаря нашему методу рассеивания туч над аэродромами в СССР было принято и выпущено тысячи самолетов. Рассеивания проводились регулярно в Москве, Киеве, Минске, Днепропетровске, Свердловске, Алма-Ате, Хабаровске. Эффективность их была такова, что на каждый вложенный рубль прибыли получали 5 рублей.
К сожалению, сейчас активные влияния никому не нужны. В настоящее время технологиями мы владеем только в определенной степени, потому что не выделяются средства на техническое обслуживание самолетов (практически их сейчас уже нет), на подготовку кадров — зачем кадры, если никто не использует технологию? И если бы нам сейчас создали условия для возобновления технологий, то мы в течение двух-трех, максимум пяти лет их возобновили бы и смогли бы превзойти имеющийся потенциал. Но пока еще пройдет пять-десять лет, пока умрут пионеры, разрабатывавшие их, нужно будет тратить десятки, а то и сотни миллионов долларов: нужно будет покупать технику, готовить кадры.
По данным Всемирной метеорологической организации, активные влияния проводят в 48 странах мира. Лидер — Китай, где только в 2003—2005 годах с целью увеличения количества осадков было потрачено 500 миллионов долларов США. Это дало возможность получить 210 млрд кубов воды, что хватило для обеспечения 400 млн людей. Если бы в Украине выделялись достаточные средства на активные влияния, то прибыль от этого была бы минимум в пять раз больше от всех расходов и могла бы составить миллиарды гривен. Для этого нужно решение правительства Украины.