Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Влюбиться в Антарктиду

Несколько заметок из жизни украинской станции «Академик Вернадский»
12 февраля, 2016 - 14:56

Недавно в Национальном музее истории Украины в Киеве открылась выставка «Украинская Антарктида». Проект посвятили 20-летию антарктической станции «Академик Вернадский». В экспозиции можно увидеть вещи, которые привезли наши ученые из станции, макет самой станции. Также на открытии проекта исследователи подарили музею историческую вещь — флаг, который подняли на станции 6 февраля 1996 года. Теперь он войдет в коллекцию НМИУ. А «Дню» удалось пообщаться с полярниками об их быте, исследовании, романтике и... пингвинах.

СТАНЦИЯ ЗА МОНЕТУ

В экспозиции есть монета в один фунт стерлингов. Именно за такую символическую сумму британцы согласились передать станцию «Академик Вернадский» Украине. Ведь после распада Советского Союза мы рисковали прекратить антарктические исследования.

«В Украине остались специалисты, которые могли вести исследования в таких условиях, но не было станции, — вспоминает директор Национального антарктического научного центра Валерий Литвинов. — Мы обращались к российским коллегам, чтобы получить какую-то из станций СССР, но нам отказали. Мы практически остались ни с чем. Но тогда британские коллеги решили закрыть свою станцию «Фарадей», потому что там погиб один из их ученых, и мы начали переговоры о передаче».

ПИНГВИНЫ К ЛЮДЯМ НЕ ИДУТ, НО ЛЮБЯТ НАБЛЮДАТЬ ЗА НИМИ ИЗДАЛЕКА

Британцы отдали станцию практически бесплатно, но при условии, что в течение следующих десяти лет наши ученые продолжат их исследования и будут передавать им результаты. После первой декады заключили новый договор. По нему украинцы согласились передавать информацию в обмен на техническое обслуживание станции и консультации.

По словам Валерия Литвинова, было довольно непросто собрать экспонаты для выставки, поскольку из станции привозят в основном не сувениры, а материалы для работы: элементы микрофлоры, микроорганизмы для изучения. «Одно дело — сбор материала на месте, но работа продолжается и за пределами станции. Наши исследования применяются в фармакологии, косметологии. Это дает большие возможности, поскольку микроорганизмы, которые мы находим, живут в экстремальных условиях, их возможности тоже экстремальные», — подытоживает пан Литвинов.

ПЕРВЫЙ ПОЛЯРНИК

Геннадий Милиневский — руководитель первой украинской арктической экспедиции. Именно ему в свое время выпала честь поднимать украинский флаг над станцией.

УКРАИНА АКТИВНО ПРОДОЛЖАЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНГЛИЧАН. А БРИТАНИЯ ПО ДОГОВОРУ ПОМОГАЕТ НАМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ. НА ФОТО: УСТАРЕВШИЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

«Это был итог тяжелой работы, — делится Геннадий Милиневский. — Мы вели переговоры два года. Британские коллеги хотели испытать нас, сможем ли мы работать. На собственные средства мы должны были послать на станцию своих ученых за год до передачи, чтобы они переняли опыт. Два человека должны были перезимовать. Для этого нужно было 20 тысяч долларов. На то время моя зарплата была 10 долларов. В бюджете такие расходы не были запланированы, потому мы работали со спонсорами — к счастью, мы их нашли».

«ЖЕНЩИН НА СТАНЦИЮ БРАТЬЯ НЕ ХОТЕЛИ»

Метеоролог Светлана Краковская принимала участие во второй украинский экспедиции в Антарктиду. Тогда в составе группы было девять мужчин и четыре женщины, но пани Светлана рассказывает, что женщинам попасть туда было намного сложнее, чем мужчинам.

«На станции много физической работы: нужно снег отбрасывать, грузы переносить. Этим часто аргументируют, почему на станцию не хотят брать женщин, — объясняет Светлана Краковская. — Потому я всегда говорю, что хоть я и слабее, могу делать такой же кусок работы, как и другие. Мужчина за раз поднимет 50 килограмм, а я их подниму за два раза. Это — не проблема».

ЗИМОЙ СООБЩЕНИЯ СО СТАНЦИЕЙ НЕТ, ПОЭТОМУ ПРОДУКТЫ И МЕДИКАМЕНТЫ ПЫТАЮТСЯ ДОСТАВИТЬ ЗАРАНЕЕ

Пребывание пани Светланы на станции сопровождали романтичные истории. Именно здесь она познакомилась со своим мужем, и еще до возвращения домой знала, что у них скоро будет дочь.

«Мы с мужем много путешествовали: катались на лодке, на вертолете, ходили в горы, — вспоминает Светлана Краковская. — Вообще, как говорил один из туристов, которые ежегодно ездят в Антарктиду, горы могут быть во многих уголках этого мира, и ледники тоже. Самое интересное здесь — это цветная гама. Такие цвета снега, какие бывают в Антарктиде, не увидишь больше нигде. А если это подводная часть айсберга — это не описать словами».

Опасных ситуаций на станции не возникало, но полярников готовили ко всему. «На станции всегда есть тот, кто не спит, — рассказывает пани Светлана. — Пожар — это самое страшное. У нас очень часто проходили тренировки, чтобы мы могли отреагировать в чрезвычайной ситуации. Были случаи, когда мне приходилось даже на тревогу выбегать из душа. Кстати, звонок тревоги очень похож на звук трамвая. Поэтому сначала, когда я вернулась в Киев, я на него тоже реагировала».

В Антарктиде темпы повышения температуры значительно опережают глобальную температуру. Когда глобальная повысилась меньше, чем на один градус, то на станции — на три градуса. Это существенно влияет на природный ландшафт. «Когда я сейчас смотрю на фото наших ребят — просто не узнаю эти края. Мы проводили там тренировку, лазили на ледник, а он обвалился. Где был грот — нет грота», — отмечает Светлана Краковская.

НОВАЯ ЖИЗНЬ «АКАДЕМИКА ВЕРНАДСКОГО»

16-я антарктическая экспедиция работала на станции в 2011-2012 годах. Метеоролог Денис Пишняк — один из членов этой команды. «Самая большая проблема — психологическая, — рассказывает Денис Пишняк. — Ты постоянно отрезан от своих родных и волнуешься за них. Вторая проблема — это здоровье. На станции ограничены возможности оказания помощи. Если случается что-то серьезное — вряд ли удастся вовремя провести эвакуацию. Еще опасность могут нести природные условия. У нас есть небольшой ледник, но в нем есть трещины на десятки метров вглубь. Время от времени их присыпает снегом и можно провалиться и потеряться. Эти разломы невозможно заметить, мы просто знаем, что там опасная зона, и стараемся ее обходить. Я сам несколько раз на них наталкивался, но вовремя успевал опереться на руки и вылезти».

МАКЕТ СТАНЦИИ «АКАДЕМИК ВЕРНАДСКИЙ». КАК РАССКАЗЫВАЛИ УКРАИНСКИМ ПОЛЯРНИКАМ БРИТАНСКИЕ КОЛЛЕГИ, ЕЩЕ 50 ЛЕТ НАЗАД КАМНИ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ВИДНО ПОВСЮДУ, ПОКРЫВАЛ ЛЕДНИК

В Антарктиде Денис Пишняк бывал только раз и восхищен тем, что там увидел. «Прежде всего, конечно, удивляют пейзажи... — рассказывает ученый. — Также — животный мир. Все эти пингвины, тюлени — ужасно медленные. На материке нет хищников, потому они очень расслаблены. Пингвины вообще странные существа, они не подпускают к себе людей ближе, чем на метр или полтора. Но если ты присядешь на корточках неподалеку от их группы и немного подождешь, они сами подходят, обступают кругом и наблюдают. Еще переговариваются между собой: вероятно, думают, что это за странный пингвин».

Ученые акцентируют внимание на большом значении Антарктиды. Если бы льда там внезапно не стало, температура на планете поднялась бы на пять-семь градусов. Во многих странах жить стало бы невозможно. Но озоновая дыра над ледником не ухудшает ситуацию, а помогает. Благодаря ей вокруг Антарктики образуется вихрь, замедляющий таяние.

Выставка «Украинская Антарктида» будет продолжаться до мая. Экспонированием ценных вещей музейщики не ограничиваются. Заведующий отделом истории независимой Украины НМИУ Антон Богдалов обещает, что во время выставки в музее проведут несколько лекций с полярниками. 

Елена БЕРЕЖНЮК, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ