Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вместо пилюли — глоток отвара

Нехватка денег заставила дом престарелых практиковать фитотерапию
6 июля, 2004 - 00:00

Его, бывает, будят даже среди ночи: то у кого-то расстройство желудка — нужно календулу, ромашку и тысячелистник заварить, у другого обострился панкреатит — ему бы несколько стаканов чая из чабреца, кипрея, мяты и мелиссы. От давления — барвинок. Все свои рецепты Леонид Бурдейный вычитывает из специальных справочников, но «ходовые» знает наизусть. Он встает, варит снадобье и приносит страдающему.

— У нас живут преимущественно люди преклонного возраста. Здоровье у них уже не то, — говорит Зоя Чернюк, врач- психиатр Тывривского дома гериатрического профиля. — У каждого — по несколько хронических болезней. Да и реагирует организм старшего человека даже на обычное молоко часто неожиданно. И чтобы не пить пилюли, на которые и не всегда денег хватает, даем пациентам травяной отвар.

Нынче государство на лечение одного обитателя дома престарелых выделяет... 37 копеек. Действительно, на такую сумму медикаментов не накупишься. Американцы, когда приезжали недавно в Тывров, были шокированы, услышав, какие деньги должны поддерживать здоровье людей преклонного возраста, треть из которых — лежачие. А было время, когда на лечение не приходило денег вообще — задерживались выплаты из бюджета. Тогда даже простой чай на завтрак в этом доме варили из череды — она нормализирует обмен веществ, стимулирует работу надпочечников. А скорлупу из ореха добавляли в компот из сухофруктов. Поэтому и снаряжают Леонида Антоновича в леса, в поля — дают на дорогу «тормозок», а вечером оставляют для него ужин. Он одевает свою шляпу, берет большой мешок и идет.

— В этом году уже насобирал барвинка, — рассказывает Л. Бурдейный. — Даже высушил и сложил в коробки.

— Он очень аккуратный, занимается своим делом с любовью, — говорит о Л. Бурдейном Зоя Васильевна. — Вообще для любого человека очень важно самовыразиться. Например, Николай Хинов, такой же обитатель дома престарелых, как и господин Бурдейный, может с помощью маятника сказать, насколько трава, которую принимает пациент, ему подходит. Нина Познякова, тоже здесь проживающая, рекламирует свой способ заживления ран — по ее мнению, их нужно смазывать слюной человека, который утром еще ничего не ел.

— Не все, конечно, верят этим методам, не все хотят пить отвар, больше привыкли к пилюлям. Их тоже понимаем, — говорит Зоя Васильевна. — Хотя перед тем, как сварить тот или иной отвар, Леонид Антонович консультируется с врачами.

«Люди, живущие в доме престарелых, очень нуждаются в особом уходе. Они или замыкаются в себе, или становятся сварливыми и надоедливыми, — говорит местный врач-психиатр Зоя Чернюк. — Им нужно давать возможность развиваться. Кто- кто вяжет, кто-кто что-то мастерит. Есть, конечно, такие, которые спиваются, и только ждут дня пенсии, чтобы пропить ее треть, которую отдают престарелым на руки. И с этим уже ничего не поделаешь, все срываются, падают. Я им говорю: «Умейте прощать. И всех, и себя. Это тоже прекрасное лекарство».

Мирослава СОКОЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ