Традиционную дату начала отопительного сезона городские власти Днепропетровска отметили почти троекратным повышением тарифов на теплоснабжение и горячую воду. Решение об этом было принято на заседании горисполкома, где между чиновниками из коммунальных служб и представителями профсоюзов разгорелся жаркий спор. По подсчетам последних, среднестатистическая семья из четырех человек, проживающая в 3-комнатной квартире, теперь будет вынуждена платить за коммунальные услуги около 600 (!) гривен в месяц. При средней для региона зарплате, утверждают профсоюзы, размер дохода на одного члена семьи в этом случае снижается… ниже прожиточного минимума.
На подобную статистику коммунальщики отвечали своей цифирью, из которой следовало, что если принять во внимание их долги, состояние теплосетей и цены на газ, выставленные Киевом, то отопительный сезон вообще не стоит начинать. Так или иначе, но в положенный срок батареи центрального отопления в тысячах многоквартирных домов Днепропетровска, несмотря на наступившие холода, даже не затеплились. Не потекла из кранов и горячая вода, отключенная сразу после завершения выборов.
Разумеется, взоры рассерженных днепропетровцев, мерзнущих в своих квартирах, обратились на городского голову Ивана Куличенко, который буквально накануне твердо пообещал, что отопительный сезон начнется в срок. Как оказалось, мэра просто не так поняли — местные власти с 15 октября лишь начали поэтапное подключение к отоплению, а вот когда оно завершится — это, действительно, большой вопрос!
Пояснения на пресс-конференции попытался дать первый заместитель городского головы Анатолий Крупский. По его словам, только главное теплоснабжающее предприятие «Днепропетровские городские тепловые сети» задолжало за газ около 42 млн. гривен, из-за чего НАК «Нефтегаз Украины» не спешит с выделением лимитов и поставками голубого топлива. Выпутываться из сложившейся ситуации местные власти начали всего лишь полмесяца назад, когда под залог коммунального имущества взяли банковский кредит в размере 10 млн. гривен «на начало отопительного сезона». Обычная практика на сей раз, судя по всему, не сработала и теперь городское руководство судорожно изыскивает средства на погашение задолженности. Часть суммы, как предоплату за обогрев бюджетных учреждений, помогла получить областному центру губернатор Н.Деева. Остальное, очевидно, придется выплачивать с рассрочкой до конца текущего года. Правда, лишь в том случае, если НАК «Нефтегаз Украины» пойдет на встречу и согласится с составленным графиком погашения.
Повышение тарифов на тепло и горячую воду власти Днепропетровска рассматривают едва ли не как панацею. В них, кроме прочего, они заложили 20- процентную (!) рентабельность для коммунальных теплоснабжающих предприятий и даже 10- процентные отчисления «на модернизацию городской теплосети». Теперь руководители упомянутых предприятий, набравшие нынешней осенью банковских кредитов (по утверждениям депутатов горсовета, суммарно около 20 млн. гривен) могут уверенно смотреть в будущее. Кстати, на общественных слушаниях, состоявшихся накануне повышения тарифов, начальник самого крупного коммунального предприятия «Днепропетровские городские тепловые сети» Николай Шипка так и не смог пояснить жителям города почему вопреки требованиям закона и предписаниям местного отделения Антимонопольного комитета, он из года в год всячески оттягивает заключение договоров с потребителями. Однако при этом вымогает плату за часто не оказанные услуги. Председатели жилищно- семейных кооперативов и обществ совладельцев многоквартирных домов в один голос обвиняли коммунального чиновника в том, что он систематически чинит искусственные препятствия при установке счетчиков тепла и индивидуальных систем отопления. Горожане называли теплосеть «черной дырой», а тарифы — фактическим налогом на ее содержание. Они требовали провести независимый аудит теплоснабжающих предприятий и обнародовать его результаты, в том числе данные о ремонтах офисов, покупке машин, зарплате и премиях руководителей. Тем не менее бурное обсуждение наболевших проблем так и осталось «гласом вопиющего в пустыне». Первый заместитель городского головы А.Крупский лишь пообещал «учесть пожелания граждан» при рассмотрении вопроса о повышении тарифов на заседании горисполкома. Провал начала отопительного сезона днепропетровские власти постарались возложить на самих горожан, заявляя, что уровень их оплаты за тепло и горячую воду не превышал прошлой зимой 65%. Теперь после троекратного повышения тарифов в местных органах власти поговаривают о том, что для повышения дисциплины платежей не мешало бы ввести в государственном масштабе еще и такую меру, как принудительное выселение злостных должников.
Между тем начало отопительного сезона на Днепропетровщине уже преподнесло первые «сюрпризы». В Никополе при проведении гидравлических испытаний системы теплоснабжения города произошел прорыв магистральной тепловой сети. В следствие аварии без тепла остались 582 дома, в которых проживают 86 тыс. 855 жителей, а также16 дошкольных детских учреждений, 12 школ, 11 лечебных заведений и один детдом. На ликвидацию прорыва брошены крупные силы, хотя еще летом городские власти Никополя взывали о помощи, предупреждая о возможности коммунальной катастрофы. Судя по информации, поступающей с мест, критическая ситуация с началом отопительного сезона сложилась в Днепродзержинске и ряде районных центров. В самом Днепропетровске до сих пор идут ремонтные работы в котельных и прокладка труб на 12-м квартале, а также в районе шинного завода, где, по словам мэра И.Куличенко, проживает людей «больше, чем в Алчевске». Аналогия, что и говорить, пугающая, однако власти заверяют, что до наступления морозов эта городская окраина получит тепло. В свою очередь, губернатор Днепропетровщины после поездки в Киев предупреждает чиновников о суровой ответственности за проявленную нераспорядительность, вплоть до увольнения с занимаемой должности. «Разбор полетов» ожидается на внеочередной сессии областного совета, запланированной на 27 октября и специально посвященной провалу подготовки к отопительному сезону, пожалуй, впервые случившемуся в истории Днепропетровской области.