Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Во что верят взрослые?

Культура сотрудничества как точка роста гражданского общества
12 августа, 2016 - 11:55
ПРОЕКТ «ЗАМЕНИМ СТЕНЫ ОТКРЫТЫМИ ОКНАМИ» РЕАЛИЗУЕТСЯ ОО «ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ» В ПАРТНЕРСТВЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ИНСТИТУТА ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ НЕМЕЦКОЙ АССОЦИАЦИИ НАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В УКРАИНЕ (DVV INTERNATIONAL) ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ
ЮЛИЯ ГОЛОДНИКОВА

В 2016 году проект «От разрушения — к созиданию. Пути примирения в украинском обществе» общественной организации «Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» в партнерстве с DVV International в Украине получил Grundtvig Award в номинации «Национальный проект»*. Об их новой инициативе «Заменим стены открытыми окнами» рассказывает руководитель проекта Юлия Голодникова.

— Откуда возникла идея проекта, и что означает его название «Заменим стены открытыми окнами»?

— Однажды в интервью журналисту участники нашего предыдущего проекта проронили фразу: «Давайте заменим стены открытыми окнами...». Это была Житомирская организация «Паритет», и речь шла о поисках взаимопонимания в обществе, которое сейчас разрывает политический кризис. «Заменим стены открытыми окнами» — логическое продолжение первого проекта «От разрушения — к созиданию. Пути примирения в украинском обществе». Но на этот раз наша цель более масштабная — способствовать формированию центров образования взрослых через налаживание сотрудничества между неправительственными организациями и культурными учреждениями (музеями, домами культуры, библиотеками, театрами и т.п.) при реализации культурно-образовательных инициатив. Так она была сформулирована в документах, но если вы спросите, о чем этот проект, то я отвечу, что о преодолении. Это преодоление представлений о том, что можно изменить в маленьком музее или сельской библиотеке, преодоление сопротивления того наследия, которое нам досталось от советских времен вместе с неуверенностью в творческих способностях каждого отдельно взятого человека.

Поскольку вся проектная активность развивается вокруг культурных институций — музеев, библиотек, клубов, их инфраструктура в значительной мере определяет проблемы, с которыми  вы сталкиваетесь: устаревшие подходы к созданию экспозиций, ограниченное понимание того, как работать с читателями и книгой, специфическое восприятие клуба как места проведения массовых народных праздников и шоу типа «Мисс района»...

— Да, но, кроме этого, мы встречаемся с реальностью людей, в жизни которых есть много негативных эмоций, связанных с угрозами закрытия культурных учреждений из-за недостаточности финансирования, вероятностью потери рабочих мест, маленькой пенсией, отсутствием навыков адаптации к изменениям. Куда бы мы ни отправились — во всех регионах мы столкнемся со сложным культурным ландшафтом.

Но в нашем проекте принимают участие разные организации. Некоторые уже имеют опыт реализации культурных инициатив разных форматов и хорошо понимают, что основные проблемы культурной среды малых городов связаны не только с общим уровнем экономики, но и с разорванностью социальных связей и отсутствием солидарного сообщества. Конечно, везде есть активисты общественных организаций, занятые своими проектами, есть какие-то профессиональное группы, есть маргиналы из арт-среды, образующие некие сообщества, есть субкультурные явления и есть жители города. Чтобы жители города обозначили как-то свое право на город и захотели взять на себя ответственность за изменение культурной среды, необходимы различные механизмы самоуправления. Участники наших мини-проектов пытаются развивать тот социальный капитал, тот нематериальный и материальный ресурс, который имеют музеи и библиотеки, создавая на их территории культурно-образовательные центры для взрослых.

Почему акцент именно на взрослых? Работа таких центров связана с возрастными ограничениями?

— Наоборот, с расширениями... Расширение возможностей для образования взрослых — одна из составляющих миссии всего проекта «Заменим стены открытыми окнами», который реализуется ОО Информационно-исследовательский центр «Интеграция и развитие» в партнерстве с Представительством Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов в Украине (DVV International). В Германии модель народного университета предполагает создание центров для развития образовательных программ, общения и культурного досуга представителей локальных сообществ. Это не клубы по интересам, а скорее неформальные площадки, благодаря которым взрослые могут получить необходимые знания, компетенции и навыки социализации. Народные университеты есть и в Бельгии, и в Польше, и в других странах. Однако для немецких народных университетов сегодня особенно актуальны вопросы адаптации и социокультурной интеграции мигрантов, когда людей сначала учат базовым языковым навыкам, знакомят с культурой и историей принимающей страны, развивают навык учиться. И только после этого следует курс обучения тому или иному мастерству, чтобы человек смог приобрести профессиональные навыки для трудоустройства.

—  Деятельность народных университетов у них как-то связана с центрами занятости?

— Да, и не только с ними. На последнем заседании Европейской ассоциации образования  взрослых в июле этого года в повестке дня фигурировали вопросы ближайшего и отдаленного будущего. Например, в каких специалистах нуждается и будет нуждаться европейский рынок труда, какие вызовы стоят перед образователями взрослых в связи с растущим потоком мигрантов из стран Ближнего Востока и как повлиять на повышение уровня цифровых навыков.

  А что у нас?

— В случае Украины «образование» и «труд» — понятия, которые нуждаются в декоммунизации. И то, и другое тесно связано с устаревшими сценариями достижимости успеха, политикой социального признания и изоляцией, с переопределением слова «интеллигенция», привязанного к теме «работников умственного труда» и уточнением понятия «креативный класс». Например, в случае Украины трудоустройство переселенцев можно рассматривать в контексте «у нас добавилось проблем», а можно в контексте развития креативных индустрий. Для многих людей ситуация кризиса стала радикальным изменением жизненного сценария, когда невозможное ранее оказалось реальным и позитивным: кто-то освоил новую профессию, кто-то открыл свое дело или впервые написал бизнес-план и получил грант на его реализацию. В ряде случаев это произошло при минимуме сырьевых и кадровых ресурсов. Швейное ателье, сыроварня, мини-агентство по производству рекламных материалов, арт-мастерские, IT-бизнес — вот лишь немногие точки роста. Те, кто осмелился двигаться вперед и не останавливаться на депрессии, нуждаются в специальных навыках, которые можно получить в действующих центрах образования взрослых, открытых в Украине при финансовой поддержке DVV International.

Вопрос только в мотивации: быть взрослым или оставаться там, где ты есть. Как заметил  психотерапевт Александр Ройтман, взрослый работает, потому что он хочет. Но я бы добавила, что есть много взрослых «детей», которые боятся поверить в то, что могут больше, чем думают, боятся хотеть большего.

Какие навыки и профессии нужны переселенцам? Кто-то изучает эти вопросы системно?

— Наши проекты позволяют выявить лишь часть вопросов, связанных с потребностями в образовании взрослых на местном уровне. Например, на основе анкетных данных  и обращений граждан  мы проанализировали, какие специальности могли бы быть полезными для изменений в городах. В прошлом проекте «От разрушения — к созиданию. Пути примирения в украинском обществе», исходя из потребностей регионов с высоким процентом переселенцев, мы предложили решение: вовлечение переселенцев в жизнь громад через культурные инициативы. То есть, ведущей задачей проекта было — содействие адаптации и социализации граждан через раскрытие их творческого потенциала. Но оказалось, что встреча с людьми из другого региона у местных жителей актуализировала потребность в реинтеграции. И тогда мы предложили  и тем и другим вместе создавать культурно-образовательные центры.

Концепция проекта базируется на той идее, что образование взрослых — это и средство и решение, как сделать жизнь наполненной смыслами, которые люди выбирают сами. Этот процесс неизбежно будет связан с культурой ведения диалога внутри сообществ. Что мы хотим установить в городском парке? Фонтан, памятник или забор? Хотим украсить центральную улицу цветами в горшках? Кто их купит, посадит и будет поливать? Поэтому либо надо научить активистов и помочь им найти финансирование, либо кому-то нужно начать давить на мэрию и ждать, когда будет распоряжение о таком действии. В первом случае мы получаем людей, обученных навыкам декоративного садоводства и командной работы, которые могут и далее использовать опыт коллективного взаимодействия. Во втором — мы имеем дело с «уроком воспитания власти».

Но это тоже важно. А что, если культурные инициативы окажутся  временным модным увлечением, трендом?

— Андрей Тарковский однажды сказал: «Одним из печальнейших признаков нашего времени является, на мой взгляд, тот факт, что средний человек окончательно отрезан от всего, что связано с размышлением о прекрасном и вечном. Скроенная на «потребителя» современная массовая культура — цивилизация протезов — калечит душу, все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ...»

На мой взгляд, современная массовая культура не преграждает путь человека к духовности. Скорее духовность частного человека не востребована устройством современного общества. Изменились не столько условия труда и формы участия граждан в создании культурных продуктов, сколько повседневная жизнь человека, в которой пока не находится места для осмысления ценности разнообразных практик творческого самовыражения как социальной нормы. В наших проектах мы стремимся подхватить креативные инициативы и поддержать их, предложить участникам образовательные программы по развитию навыков культурного менеджмента, фандрайзинга, продвижения творческих образовательных программ в малых городах, и не только это. Наш принцип — через культуру — к производству идей сообщества. Его формирование не обязательно должно происходить вокруг культурно-образовательных центров. Давайте дадим людям образовательные возможности, откроем площадки для коммуникации, производства событий и наполнения музеев, клубов и библиотек новыми смыслами. А дальше люди сами научатся регулировать отношения внутри сообществ и добиваться общих целей.


* Grundtvig Award присуждается ЕАЕА, названа в честь Николая Фредерика Северина Грундтвига (1783—1872), датского просветителя, оказавшего чрезвычайное влияние на развитие неформального образования взрослых в Европе и во всем Поощряет проекты, которые порождают новые идеи, партнерства, методы, а также новое понимание того, как можно работать в обучении взрослых.

 

Беседовала Галина ШАМКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ