Автомобилисты, которые пользуются мобильными телефонами во время движения, даже через гарнитуру hands-free, так же опасны, как и пьяные водители, утверждают американские ученые. Они выяснили, что опасность при разговоре по мобильнику за рулем кроется в нашей физиологии, пишет auto.newsru.com со ссылкой на «Независимую газету».
По данным ученых Род-Айлендского университета, значительная часть ресурсов нервной системы отвлекается от контроля дорожной ситуации и управления автомобилем, как только человек снимает трубку мобильного телефона. Активность коры головного мозга людей, подвергшихся исследованию, снижалась во время разговора по мобильному телефону на 29% — это ведет к ухудшению реакции на изменения дорожной обстановки даже более значительному, чем при уровне алкоголя в крови, превышающем разрешенную в США норму.
Более точными оказались их коллеги из Университета Вандербилта в американском городе Нэшвилле. Они выяснили, что, когда человек управляет автомобилем и говорит по сотовому телефону, мозг начинает выполнять две задачи одновременно. При этом разговор по сотовому является главной задачей, а управление автомобилем — второстепенной. В результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу на 300 миллисекунд медленнее, что приводит к снижению реакции на происходящие действия на дороге и зачастую приводит к ДТП.
Существуют и российские исследования на эту тему. Самое свежее провели специалисты научно-производственного объединения «Нейроком». На этот раз проверяли внимание журналистов и профессиональных автогонщиков, которые выполняли тест-драйв и общались в это время по сотовому, а их внимание фиксировал специальный браслет, работающий по принципу детектора лжи. Водитель в «умном» браслете ехал и принимал входящие вызовы — организаторы звонили ему на мобильный и задавали каверзные вопросы. В итоге человек вынужден был сосредотачиваться на ответах. В результате выяснилось, что водитель при этом обращает меньше внимания на то, что происходит вокруг.
Выводы всех вышеперечисленных исследований неутешительны — практически все водители (за небольшим исключением) подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону. Это объясняется личностными психофизиологическими качествами и опытом управления автомобилем. К примеру, у 9 водителей из 10 ослабляется контроль за дорожной обстановкой при одновременном ведении машины и разговоре по мобильному телефону в связи со снижением функции внешнего внимания.
В среднем, ухудшение внимания водителя, увлеченно разговаривающего по мобильному телефону, снижается примерно через 50 секунд после начала разговора по телефону. По окончании разговора концентрация внимания на управлении автомобилем тоже восстанавливается не сразу, в среднем, через одну-две секунды. Этого достаточно для того, чтобы в плотном городском потоке въехать в резко остановившийся автомобиль или не заметить пешехода.
Примечательно, что согласно исследованиям гарнитура hands-free не снижает риска переключения внимания водителя с управления автомобилем на разговор по мобильному телефону — даже несмотря на тот факт, что свободны обе руки, реакция все равно замедленная. Аналогичные данные получили и в отделе профилактики травматологии Университета Сиднея (город Перт, Западная Австралия) — исследователи опросили 456 водителей, попавших в автокатастрофы, после которых требовалось медицинское вмешательство.
По мнению специалистов по безопасности дорожного движения города Парк Сити в американском штате Юта, при разговоре непосредственно по телефону или через hands-free внимание водителя уменьшается на 50%. У таких водителей наблюдается сильная заторможенность, они не в состоянии быстро реагировать в экстренных ситуациях. Специалисты рекомендуют в случае необходимости использовать дополнительные услуги сотовой сети: автоответчик, услугу уведомления голосового вызова, голосовую почту, SMS — все эти варианты позволяют быть на связи без риска попасть в дорожную аварию.