Развитию паркового искусства — равно как и любого другого — способствовала тяга правителей к роскоши. Короли, курфюрсты, цари, эрцгерцоги и просто богатые дворяне стремились не просто поселиться в пышных апартаментах, но и выстроить их в красивых местах. Стараясь в одних случаях «расширить и углубить» естественные достоинства выбранного ландшафта, в других — переделать окружающую природу в меру своего вкуса и эстетического чутья. Это, в сочетании с мастерством ландшафтных дизайнеров того времени, породило садово-парковые ансамбли, вызывающие восторг и своего рода белую зависть к тем, кто мог наслаждаться ими, так сказать, «в бытовых условиях».
Первой такой резиденцией стал английский Хэмптон Корт. Он расположен на берегу Темзы, в 16 км от Лондона. Дворец был построен в начале XVI века для кардинала Уолси, которому хотелось, чтобы Хэмптон Корту не было равных во всей Англии. Это кардиналу удалось, но обернулось против него. Король Генрих VIII, побывав в Хэмптон Корте, воспылал завистью, и кардинал Уолси вынужден был преподнести замок в подарок монарху. Правда, это не спасло кардинала от опалы — он был отставлен и арестован. С тех пор и вплоть до середины XVIII века Хэмптон Корт был резиденцией британских королей. В настоящее время часть дворцовых помещений занята вышедшими в отставку служащими королевской семьи.
Сад в Хэмптон Корте был разбит одновременно с закладкой дворца. Вначале это был своего рода «сад-огород» — весьма популярная в то время конфигурация. Там росли дыни, цветная капуста, плодовые деревья — персики, абрикосы, миндаль и инжир. Позже, во времена Вильгельма III, при Хэмптон Корте был заложен регулярный парк. Самая известная его «фишка» — лабиринт, построенный (вернее, посаженный) в 1691 году. А прославил его герой книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» Гарри, который заблудился именно в этом лабиринте. Сегодня тысячи туристов съезжаются в Хэмптон Корт с целью посостязаться с книжным героем. Кстати, все они в один голос заявляют, что лабиринт Хэмптон Корта хоть и сложен, но не до такой степени, чтобы затеряться в нем безо всякой надежды выбраться.
Самым известным и, без преувеличения, самым роскошным королевским обиталищем стал Версаль — шедевр Мансара и Ленотра, созданный по заказу Людовика XIV. Версальские леса были излюбленным местом охоты французских королей, и на месте, где теперь расположена самая известная в мире королевская резиденция, некогда стоял скромный охотничий домик. На его месте Мансар возвел роскошный дворец, а Ленотр разбил парк, ставший образцом французского классического ландшафтного дизайна. Строительство началось в 1661 году и затянулось более чем на четверть века. Построенный в 50 км от Парижа, Версаль был загородной резиденцией, «дачей» французских королей.
Дворец — центральная фигура парка, и это отразилось на всех составляющих его «архитектуры». А поскольку весь комплекс был призван еще и подчеркнуть величие Короля-Солнца, то планировка сада имела еще и символическое значение. Три луча аллей расходились как бы из спальни Короля-Солнца в центре дворца, ничем не перегороженные до горизонта, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Большие водные «партеры» служили как бы гигантскими зеркалами, увеличивавшими пространство. Парк Версаля был местом грандиозных королевских празднеств с садовыми балетами и музыкой, писавшейся специально для них.
Именно Версаль послужил прообразом самого известного дворца русских царей. По приказу Петра I в местечке Петергоф недалеко от Санкт-Петербурга был выстроен «русский Версаль». Немногие знают, что первоначально этот комплекс должен был быть возведен в нескольких километрах от Петергофа — в селении Стрельна. Уже был построен дворец, привезены трубы для фонтанов — и тут вмешалась воля царя. Он захотел «Версаль» ближе к морю. И уже в Петергофе приказал в одну ночь вырубить вековые сосны, которые заслоняли царю вид на Финский залив...
Парк Петергофа построен по образцу версальского, но ключевым элементом в нем является не символизм, не подчиненность дворцу, а ансамбль фонтанов. Они здесь на каждом шагу, начиная от большого каскада и заканчивая шутихами. Однако Верхним садом и Нижним парком, примыкающими ко дворцу, садовый ансамбль Петергофа не заканчивается. Парки здесь словно переходят один в другой. Некоторые из них даже не очень-то похожи на парк в современном понимании — скорее, леса с проложенными по ним аллеями. Это так называемые пейзажные парки. Первый такой парк в Петергофе, Английский, был разбит при Екатерин е II. Композиционным центром парка стал живописный пруд, появившийся здесь еще при Петре I, вытянутый с севера на юг, с извилистыми берегами и островками. В середине XIX века были созданы еще два пейзажных парка с обширными прудами — Колонистский и Луговой.
Сложно обойти вниманием и летнюю резиденцию прусской правящей династии Гогенцоллернов, расположенную в Потсдаме, в 50 километрах от Берлина. Реки Шпрее и Хафель, а также целая система озер, самое большое из которых — озеро Ванзее, образуют уникальный ландшафт. В него «оправлены» около сорока дворцов и павильонов вокруг Потсдама, которые образуют громадный садово- парковый комплекс. Самый известный дворец Потсдама — Сан- Суси, летняя резиденция Фридриха Великого. Фридрих II хотел здесь без забот (от франц. sans souci — беззаботный) заниматься философией и музыкой. Здесь жил и работал Вольтер; здесь Фридрих развлекал своих придворных игрой на флейте (кстати, в память об этом перед Сан- Суси в любую погоду играет флейтист). Дворец сохранился в неизмененном виде с середины XVIII века и почти не пострадал во время Второй мировой войны.
Садово-парковыми ансамблями может гордиться и Украина. Это — дендрологический парк «Софиевка». Он был основан в 1796 году богатым польским магнатом Станиславом Щенсным Потоцким в честь жены Софии и подарен ей в мае 1802 года. Идея создания парка в романтическом стиле с использованием римской и греческой мифологии принадлежала самой Софии. Первым архитектором «Софиевки» был талантливый польский военный инженер Людвиг Метцель. По замыслу Потоцкого, «Софиевка» должна была стать не только самым красивым, но и самым большим парком в Европе. Парк раскинулся на площади 154,7 гектара и представляет собой образец пейзажной парковой композиции воды, земли, архитектурных сооружений и скульптур. Общая сумма расходов на строительство указывается в размере 2 00 0 250 рублей серебром, «не считая дармового труда крепостных крестьян», которых в среднем работало по 800 человек.
После смерти Потоцкого «Софиевка» стала приходить в упадок. София даже пыталась продать ее царскому правительству, но сделка не состоялась. В 1832 году, после польского восстания, которое поддерживал А. Потоцкий, все его имения были конфискованы. После этого «Софиевка» стала менять «владельцев», внешний вид и названия. Она принадлежала Киевской государственной палате, была учебной базой училища садоводства, в 1929 году ее объявили государственным заповедником с самостоятельным статусом, и до 1955 года (когда ее передали в ведение НАН Украины) она несколько раз переподчинялась различным ведомствам и министерствам. Ее называли «Царицыным садом», парком имени III Интернационала. Перестройки и переоборудования «Софиевки» сделали ее неузнаваемой, а во время Великой Отечественной войны многие архитектурные памятники парка были разрушены. Реанимация «Софиевки» началась с обретением Украиной независимости. За несколько лет большая часть площади парка была восстановлена. Сейчас здесь крупнейший центр по интродукции и акклиматизации растений Правобережной лесостепи Украины. В дендропарке работают четыре научных отдела, строится единственный в Украине НИИ проблем сохранения природно-исторических ландшафтов Украины. В честь «Софиевки» названа малая планета, открытая в 1984 году.
Описанными парками, разумеется, не исчерпывается список красивейших мест обитания сильных мира сего. Да, короли умели выбирать виды...