Вспомнить о них решили украинские и румынские участники этнологической экспедиции. От них и узнал, что волохи — остатки довенгерских пастушьих романизированных племен Среднего Подунавья (Юго-Восточная Европа). Их вытеснили со своих земель кочевники-венгры. До сих пор живут в Закарпатье. На территории Великоберезнянского и Перечинского районов. Директор уездного Музея истории в городе Сату-Маре (Румыния) Виорел Чубота сказал, что эти люди вызвали интерес представителей лингвистики, фольклористики, этнологии — ведь в речи волохов можно отыскать корни румынского литературного языка, основа их говора — румынский язык 18 века. Но румынами их назвать не решился.
— О волохах, считайте, ничего не известно — в этом весь смысл общего исследования, — развел руками В. Чубота.
— Когда-то было государство Валахия, — вступил в разговор доцент отделения румынской филологии Ужгородского национального университета Василий Марина. — Сейчас волохами часто называют всех закарпатских румын, которых советская власть поголовно записала в... молдаване. Само слово «волох» (влах, валах) одно время было просто синонимом к «пастухам».
— У нас среди цыган есть такие, — сказал доцент УжНУ Николай Макара, — и мы не исключаем, что это ветка цыган румынского происхождения. Румынские ромы-цыгане тоже живут изолированными общинами.
Но депутат Мирового ромского парламента от Украины Иосиф Адам из Ужгорода возразил:
— В цыганских общинах Ужгорода, Мукачева есть волохи. Но это — не ромы. Их язык нам непонятен. На вид они другие. Более светлые...
...Село Порошково Перечинского района разделено на два поселения — цыган и волохов. Всего 143 дома. Волохи — в 106-ти. Разговаривают своеобразным румынским языком, который очень приблизительно понимают местные ромы-цыгане. Пенсионеров — 40. Это — своего рода герои. Волохи редко доживают до пенсионного возраста, умирают молодыми. Особенно от туберкулеза.
— Много детей не доживает до года, — говорит староста поселения, депутат сельсовета Василий Горват.
Семьи выезжают на Львовщину и Тернопольщину нищенствовать, просить картошку, мерку муки, «пару копеек». А в прошлом изготовляли чудесные деревянные корыта, миски, тарелки. Спрос упал. Только фамилия на память осталась — Каналош (лошкарь). Один из них Иосиф Каналош в 39 лет умер во Львове от сердечного приступа. Община едва собрала 250 гривен, чтобы привезти покойника. Староста В. Горват сам изготовил гроб, но и в нем не спрячешь насущную социальную проблему.