В этом году исполняется сто лет отечественному водно-моторному спорту. Первые соревнования на территории нашей страны проходили в Одессе в 1909 году. Этот вид спорта не участвует в Олимпийских играх. Во времена Советского Союза он находился под опекой ДОСААФ. А когда государственная поддержка Обществу содействия армии, авиации и флоту закончилась, водно-моторный спорт пошел ко дну. Украинскую федерацию даже исключили из Международного водно-моторного союза (UIM) за неуплату членских взносов...
Однако всего за год национальная федерация вернула себе доверие уважаемой спортивной организации, создала свою команду и пока единственная из восточноевропейских федераций сумела подготовить лодку класса «суперспорт» для участия в мировом чемпионате. Уже в этом сезоне наша команда «Украинский дух» будет соревноваться в морских гонках на суперлодках Powerboat P1 в рамках чемпионата мира по водно-моторному спорту.
«Чайка» — так назвали украинскую лодку — построена на Мальте по специальному заказу. Она вобрала все лучшее, что есть в мировом водно-моторном спорте.
— Наша «Чайка» и наша команда — не бизнес-проект, а реализация и воплощение национальной идеи, — говорит президент Национальной федерации водно-моторного спорта Украины, народный депутат Украины Виктор Шемчук. — Нас интересует продвижение Украины в Европу, создание положительного имиджа страны в спортивном мире и в мире вообще.
По словам Виктора, еще в прошлом году на больших гонках в Италии, где проходил один из этапов чемпионата мира Powerboat Р1, их хозяева разговаривали с представителями Украины свысока. И это понятно. У них не было доверия к стране, федерацию которой исключили из UIM за неуплату взносов.
— Вскоре, уже будучи президентом национальной федерации, я снова встретился с руководством Р1 на гран-при Мальты и сообщил о намерении создать украинскую команду и готовности провести один из этапов чемпионата мира в Крыму, — вспоминает собеседник. — Это вернуло Украине партнерский статус, с нами начали общаться в мире большого спорта на равных.
Правда, рассчитывать на денежную помощь государства в развитии водно-моторного спорта не приходилось. Но в Украине нашлось немало единомышленников Виктора Шемчука, людей, заинтересованных и увлеченных этим видом спорта, которые и помогли федерации спустить «Чайку» на большую воду. И уже в мае на Мальте наша команда «Украинский дух» дебютирует на своей суперлодке в первом этапе чемпионата мира.
— Для Украины участие в международных гонках класса Р1 — это большой прорыв на мировом уровне не только в этом виде спорта. Это прорыв в имиджевом плане для нашего государства, — считает Виктор Шемчук. — В мире сегодня существует всего 17 профессиональных водно-моторных команд, и одна из них — украинская.
Во время чемпионата на Мальте пройдет День Украины. По словам президента украинской федерации, готовится мировая презентация нашей страны, ее команды и лодки — проекта украинских инвесторов, политиков и спортсменов, будет и концерт отечественных исполнителей.
А этим летом федерация готовится провести в Ялте открытое первенство мира — гран-при в Черном море.
— Принимать у себя такого уровня соревнования выгодно для курортного региона, каковым и является Крым. Практика проведения авторалли в Ялте показала, что это минимум плюс сто тысяч отдыхающих, зрителей и болельщиков, — объясняет Виктор. — Думаю, Украина и в дальнейшем будет заинтересована в проведении мировых гонок. В нашей стране есть достаточно много молодых политиков, спортсменов и инвесторов, способных не только взять ответственность за судьбу Украины, но и достойно презентовать ее для европейских и мировых институций.