Смогли бы вы работать гувернером?
Сергей КРЫМСКИЙ, доктор философских наук, профессор:
— Все зависит от того, что мы вкладываем в понятие «гувернер». Если под словом «гувернер» в современном смысле понимать какую-то домашнюю роль, роль наемного служащего у богатых людей, то это немного другая задача. Это, скорее, натаскивание, репетиторство. В этом смысле роль гувернера-репетитора мне не подходит.
Если — воспитатель в духе ХVIII—XIX века, то это, безусловно, очень важная функция и важная человеческая роль. Имеется в виду то обстоятельство, что гувернер работает с одним-двумя детьми — не больше. Это прямое общение с детскими душами, вероятно, самое благородное, что может быть в жизни. Поскольку работать с большими коллективами — это несколько другая задача, которая требует даже не прямой трансляции души, а больше знаний, больше научного образования. Гувернер же — это непосредственная трансляция души. Мой педагогический опыт показал, что в педагогическом процессе именно трансляция души имеет первостепенное значение. Я часто сталкивался с обстоятельством, когда очень толковые, прекрасные ученые не вызывали откликов у аудитории и при опросах получали негативные оценки. И я понял, что педагогический процесс — это в не меньшей степени трансляция души, а не только знаний. Если ваша личность устраивает детей или слушателей, они принимают буквально все, что вы им скажете. То есть гувернер — это возможность для непосредственной трансляции личности.