О том, что много шума можно сделать из ничего писал еще Вильям Шекспир.
Месяц назад скандал в связи с возможным нарушением авторских прав разыгрался на почве плагиата и в самом деле ничего — тишины. Певец Майк Бэтти разместил на альбоме «Planets» 60-секундный кусок тишины. К сожалению, певец оказался не оригинален в своей затее, потому что когда-то композитор-минималист Джон Кейдж уже создал произведение под названием «4:33», где ровно четыре минуты и 33 секунды звучала тишина. В настоящее время Майк Бэтти, призвав на помощь юристов, отстаивает права «своей» тишины, которая, по его словам, является «оригинальной, а не цитатой из тишины Кейджа».
В Украине до цитирования чужой тишины пока не дошло, у нас хватает оригинальных звуков и их сочетаний, за авторство которых может и стоит побороться. Для украинских людей искусства описанная история выглядит анекдотично. Но вообще- то им не до смеха. И вопрос «Нарушали ли ваши авторские права?» вызывает, как правило, совсем иные эмоции.
Владимир БЫСТРЯКОВ, композитор:
— Хочу рассказать об одном случае. Когда я был на Канарских островах, видел в течение двух недель по американскому каналу «Movie channel» четыре раза наш мультфильм «Остров сокровищ». В мультфильме моей музыки не было — ее заменили. Кроме того, «Остров сокровищ», который знаком каждому украинцу, оказался переделанным полностью. В титрах значилось, что режиссер этого фильма вовсе не Давид Черкасский, который присвоил свое звание продюсера фильма, а вместе с этим, судя по результату, — и авторские права. Черкасский же в новой версии «Острова» значился всего-навсего автором идеи. Таким образом, были нарушены и мои авторские права, и права Черкасского.
Вадим СКУРАТОВСКИЙ, культуролог:
— Однажды я читал предисловие к собранию сочинений одного французского писателя, выпущенное издательством «Днiпро» и заметил, что автор предисловия позаимствовал текст от первого до предпоследнего абзацев размером в полтора печатных листа у одного московского специалиста. Я в предельно вежливой форме попытался указать на это нарушение. Впоследствии меня исключили из украинского национального процесса на девять лет. После этого случая я не отважился бы разглагольствовать на тему нарушения авторских прав, чтобы не повторить печальный опыт 1987 года.
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ, режиссер:
— Авторские права режиссера нарушаются в том, что никто профессионально не отслеживает, как показывают наши фильмы на телевидении. Мне известно, что мои фильмы показывают по украинским и российским телеканалам минимум десять-пятнадцать раз в год. Но я не припоминаю, чтобы что-нибудь за это получал как от России, так и от Украины. Я уже не говорю о том, что следовало бы создать специальные агентства, которые бы все это отслеживали. Проблема нарушения авторских прав касается абсолютно всех режиссеров. Многие из моих российских коллег упорно занимаются отслеживанием, но добиваются своего лишь немногие, ведь на это уходит масса сил и энергии. Просто в России количество режиссеров больше, чем у нас в пять раз и только поэтому их действия эффективны. Скандал, произошедший в Великобритании, в наших условиях обсуждать просто некорректно. Нам не до того, у нас процветает пиратство, в особенности видео-пиратство. С каждой проданной кассеты автору обязаны платить. Но поскольку официально продается из десяти лишь одна кассета, автор и за нее не получает денег.
Валентина КИРИЛОВА,издательство «Основи»:
— В издательстве авторские права, согласно украинскому законодательству, существуют относительно. У нас все права принадлежат автору и переводчику. То есть для использования материала из книги украинского издательства обращаются непосредственно к переводчику и к издательству, которое ведет переговоры с зарубежным собственником прав и покупает лицензию. За время нашего существования такого откровенного и нахального использования авторских прав я не припомню. Было несколько запросов относительно использования «Философским вестником» отрывков из книги. Мы давали на это разрешение. На моей памяти никаких злоупотреблений больше не было. Хотя, я думаю, что проблема нарушения авторского права в Украине получила широкое распространение. Мое мнение таково, что так дотошно отстаивать права, как это делают на Западе, мы еще не сможем — не доросли.
КОММЕНТАРИЙ
Сергей БОНДАРЕНКО, директор Украинского агентства по авторским и смежным правам:
— Согласно со ст. 11 прошлогодней редакции Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» из-за отсутствия доказательств другого автором произведения считается лицо, отмеченное как автор на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства). Это положение применяется также в случае опубликования произведения под псевдонимом, который идентифицирует автора. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или любого иного специального его оформления, а также выполнения любых других формальностей.
А вообще, очень трудно однозначно ответить на вопрос, почему в Украине так часто нарушаются авторские права писателей, продюсеров, художников и других деятелей исскуства. Если присмотреться, то на сегодняшний день мы увидим, что защищенных в нашей стране намного меньше, к сожалению, чем незащищенных. Стоит только проанализировать состояние дел в других сферах общественной жизни, вспомнить забастовки медицинских работников и педагогов, которые, сами находясь в достаточно трудном материальном положении, все же сеют умное, доброе, вечное, закладывая эти ценности в будущее Украины? Что же тогда говорить об интеллектуальной сфере? Здесь следует учитывать общегосударственные, политические, экономические факторы, которые опосредованно, но все же влияют на состояние и уровень защиты авторских прав. Становление цивилизованных рыночных отношений в обществе, попытка отвечать евростандартам — это неотьемлимый признак демократизации. Перестройка системы интеллектуальной собственности — это неотьемлемая составляющая этого процесса. Проблемы в интеллектуальной сфере вместе с развитием других сфер общественной жизни также будут постепенно, однако неуклонно, решаться. Необходимо создать условия для реализации законов, которые позволили бы авторскому продукту чувствовать себя защищенным в экономических отношениях, т.е. быть восстребованым и оплаченным, а это значит — правомерно использованным. Следовательно, для этого необходимо создать цивилизованные, здоровые рыночные условия, а это возможно только тогда, когда в государстве будут политические и экономические возможности для реализации законодательства по интеллектуальной собственности.